0
1113
Газета Проза, периодика Интернет-версия

21.03.2002 00:00:00

Певчий

Тэги: Смоленский, стихи, проза


Владимир Смоленский. "О гибели страны единственной┘": Стихи и проза. Сост. Виктор Леонидов. - М.: Русский путь, 2002, 288 с.

ЛЮБИМЫЙ ученик Владислава Ходасевича, самый популярный среди широкой публики поэт своего поколения, Владимир Смоленский великолепно читал свои стихи с эстрады и собирал полные залы - что в любые времена удается далеко не каждому.

Он перенял все, что смог, не только у Ходасевича, но и у его поэтических оппонентов - Георгия Иванова и Георгия Адамовича. Все эти столь разные влияния явственно ощущаются в его стихах, не смешиваясь до конца. Добавлялась к этому казачья закваска и белогвардейские темы. Каждое из этих начал так или иначе проявилось в его стихах, но ни одно из них не одержало верх, все они присутствуют на равных правах.

Сын казачьего офицера, расстрелянного красными, Смоленский сражался в рядах Добровольческой армии вплоть до ухода ее из Крыма. Покинув Россию 19-летним юношей, он всю жизнь прожил в Париже, здесь окончил гимназию, поступил в Высшую коммерческую школу. С 1929 года его стихи начинают появляться в эмигрантской печати, и уже ко времени выхода первой книги "Закат" (1931) Смоленский считался одним из лучших поэтов младшего поколения.

Он был своим в самых разных кругах эмиграции, его числили лириком, главной надеждой школы Ходасевича "Перекресток", казачьим поэтом, Юрий Иваск назвал его "русским вандейцем, певцом Белой армии". Смоленского охотно публиковали "Казачий альманах" и престижнейшие "Современные записки", казачий журнал "Станица" и элитарный альманах И.И. Бунакова-Фондаминского "Круг", стихи его включались во все эмигрантские антологии, начиная с самой первой (и самой лучшей), выпущенной "Петрополисом" в 1936 году антологии "Якорь".

Неудивительно, что критики всех направлений были к нему не просто благосклонны, но нередко отзывались с восхищением. Владислав Ходасевич не без гордости за ученика писал: "Поэзия Смоленского глубоко современна, но вполне чужда поверхностного новаторства; непогрешимо изящная, проникнутая тонким, порой очень сложным и изысканным мастерством, она отличается той целомудренной сдержанностью, которая неразлучна с подлинностью чувства, с внутреннею правдивостью. В современной русской поэзии Смоленскому принадлежит одно из первых мест".

Георгий Адамович на этот раз соглашался со своим оппонентом, хотя и не без оговорок: "Смоленский выдвинулся быстро и занял место в первом ряду наших молодых поэтов по праву. Он, несомненно, даровит. Помимо этого, стихи его обладают особым свойством "нравиться": иногда видишь даже их слабости, замечаешь недостатки, - но стихи все-таки кажутся хорошими, удачными, благодаря пронизывающей их музыкальной прелести. О поэтах принято говорить, что они "поют". К Смоленскому это выражение применимо без натяжек: текст его стихов, сам по себе довольно бледный и однообразный, оживает сразу, как только на помощь ему приходит ритм или мелодия, улавливаемая в звуках слов. "Голос мой негромок", - мог бы повторить Смоленский вслед за Баратынским. Негромок, да, - едва ли сам поэт на этот счет обольщается. Но голос у него чистый, свой".

Упрекали Смоленского лишь в том, что он слишком много пишет о смерти. Но он не мог не рассуждать в стихах в том числе и о самых больных вопросах:

Мы щедро заплатили за свободу,

Но разве знаем мы, что делать

с ней?..

Современники говорят, что стихи его особенно завораживали, когда он сам читал их с эстрады, нараспев, красивым звучным голосом, жестами "аккомпанируя" музыке своих стихов.

И именно этому человеку пришлось в конце жизни перенести операцию на горле и остаться без голоса. Стихи стали его единственной связью с миром, и Смоленский с горечью писал:

Я стал немым, но лира плачет

в мире,

О Господи, дай смерть такую,

чтоб

В гробовой тьме я прикасался

к миру,

Чтоб лирой стал меня

объявший гроб.

По отзыву Кирилла Померанцева, "это был в полном смысле слова "поэт божьей милостью", живший поэзией и ничего выше ее не признававший".

Книга стихов Смоленского уже издавалась в России стараниями того же Виктора Леонидова. И вот второй сборник, более полный, приуроченный к столетию со дня рождения поэта. В нем целиком воспроизведено издание 1957 года (куда вошли сборники Смоленского "Закат" (1931), "Наедине" (1938), а также ранее не публиковавшаяся книга "Счастье") и выпущенная вдовой уже после смерти поэта книга "Стихи" (1963). Кроме того, добавлены несколько стихотворений и мемуарных очерков из эмигрантской периодики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1072
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1039
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1302
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1059

Другие новости