0
835
Газета Проза, периодика Интернет-версия

03.03.2005 00:00:00

Право на непрозрачность

Юлия Идлис

Об авторе: Юлия Идлис - лауреат премии "Дебют" 2004 года в номинации "Критика".

Тэги: литература, поколение


Фраза "диалог поколений" чаще всего обозначает не живой разговор между равными собеседниками, а жадное заимствование младшим поколением у старшего. Принято считать, что литературное наследие, оказавшееся в руках молодых, ожидает судьба античных храмов, захваченных варварами. Статуи разобьют, чтобы не загораживали проход, в стенах прорубят пару десятков окон, внутри разожгут костры, разукрасят алтари надписями в стиле "Киса и Ося┘"... Постепенно классические древние линии исчезнут из этих построек, которые еще через несколько веков будут полностью приватизированы (и авторизированы, что самое главное) новым поколением. Никто и не вспомнит, что когда-то здесь молились совсем другим богам.

Чувство собственничества по отношению к языку может быть ничуть не менее острым, чем по отношению к вещи. Право на собственный модус художественного высказывания, в сущности, и служит единственным инструментом идентификации каждого поколения в литературе, признаком, отличающим одно поколение от другого. Оставаясь в границах одной, общей для коллег художественной системы, автор остается и в рамках одного, (а именно, своего) поколения. Плата за эту принадлежность к общности - невозможность выйти за ее пределы.

Речь идет о большем, чем абстрактное чувство локтя и возможность сказать о себе "мы". Авторы стремятся сохранить тот материал, из которого сделана их жизнь и который в конечном счете служит единственным доказательством их существования здесь и сейчас. Мелкие воспоминания коллективного детства, модные междометия, "общинные" эмоции вроде страха перед третьей мировой или наркотической меланхолии - словом, все то, что понятно только человеку, который через это прошел.

Эти детали становятся "слепыми зонами" смысла: понятные внутри одного поколения, они абсолютно непрозрачны для другого.

Право на эту непрозрачность для "непосвященных" и стремится сохранить любое литературное поколение.

Поэтому старшие писатели с недоверием приглядываются к молодым, недоумевая, как они собираются писать о том, чего не знают, потому что в последние годы советской власти еще только родились и по-хорошему ничего и не видели.

Поэтому младшие пожимают плечами, оглядываясь на старшее поколение, удивляясь, зачем писать о советской власти (и, главное, сквозь советскую власть - как жизненный опыт и метод письма), если она уже давно в прошлом, а на самом деле жизнь состоит совсем из других вещей.

И все же. Младшее и старшее литературные поколения в таком ракурсе для нас чуть-чуть ближе, роднее и понятнее, чем "просто книги".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1901
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1677
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1885
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1589

Другие новости