0
1056
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.04.2005 00:00:00

Бульбусы на кончиках пальпусов

Тэги: Етоев, сказка, фентэзи


Александр Етоев. Человек из паутины. - М.: Иностранка, 2004, 254 с.

"Там чудеса, там леший бродит┘", - так поэт Пушкин тонко подметил особенность повседневной жизни Лукоморья. В новой книге Александра Етоева по страницам бродит весь набор персонажей русской волшебной сказки. От Ивана Царевича - Вани Вепсаревича, главного героя, издательского работника, до Бабы-Яги - вредной старушонки Калерии Карловны, строящей козни против Ивана, и не где-нибудь в Лукоморье, а в родном городе Санкт-Петербурге.

К роману "Человек из паутины" Етоев шел долгой дорогой сквозь дебри фэнтези (за успехи в этом жанре был награжден несколькими премиями), через трогательные и очень питерские повести вроде "Бегства в Египет", где детская искренность граничит с жестокостью и абсурдом (как в стихах Олега Григорьева). Плюс культовая книга "Душегубство и живодерство в детской литературе". Кладезь любопытных историй для людей с чувством юмора.

В новом романе мы видим, с одной стороны, закономерное развитие тенденций ранней прозы, с другой - при видимой легкости усложнена структура текста, за дурашливостью и клоунадой прячется настоящая лирика.

С первых страниц читатель становится с ног на голову, и в таком положении ему придется провести все время до конца. В первой главе он узнает, что Ивана Васильевича Вепсаревича, редактора издательства "Фанта Мортале", поразила загадочная болезнь - тело его покрылось прыщами и паутиной. Вепсаревича кладут в секретную правительственную клинику с закрытым доступом, где от нечего делать он пишет стишки для стенгазеты "Голос 3-го отделения": "Покойный был дурной и неученый, / Он не дружил с водою кипяченой. / Вот результат, товарищ, посмотри: / Его микробы съели изнутри!" Калерия Карловна, старуха ростом со стул, а на самом деле паучиха, принявшая человеческий облик, пытается разведать, нет ли на теле Ивана таинственных рисунков. Кто первый расшифрует скрытые под паутиной знаки, сможет управлять миром. Закатив глаза, она повторяет в экстазе: "Это значит - людишкам скоро придет конец┘ Мы покроем мир паутиной и он снова будет принадлежать паукам". Разгорается нешуточная борьба за Ванино тело - не на жизнь, а на смерть.

Сюжет носит характер фарса. Захватить власть над миром старухе-паучихе помогает шайка мордоворотов-алкоголиков из пункта приема стеклопосуды (эпиграф к роману - "Я человек эпохи стеклотары") и ее сынок арахнид Карлуша. Представьте себе таких правителей! На помощь Ивану из далекой Тувы спешит оленеглазая девушка с трудным именем Медсестра Леля Алдынхереловна Кок-оол, шаманка в десятом поколении. Для лечения она везет бубен, колотушку и специальный головной убор из перьев, а вот змей придется поискать на месте.

Приятно, что автор разбирается в предмете повествования. Если он пишет о жителях севера, то соблюдает верность реалий. Медсестра Леля дует в трубки "когуралар" (по-нашему, дудки-свирели) и звонит в колокольчики "конгулдуурлар". И в паучьей тематике он силен: у арахнида Карла, к примеру, "бульбусы на кончиках пальпусов" дергают "хитиновыми придатками". Научная терминология усиливает комический эффект.

Роман полон символики. Слова "паутина", "сеть" в сознании современного человека вызывают вполне конкретные аллюзии: интернет и прочие средства массовой коммуникации. Имел ли в виду автор глобальную паутину, которая дает контроль над всем миром? Думаю, неважно - для художественной ценности романа это не имеет значения. Важнее сама идея. Мысль не нова, но всегда актуальна: любовь, духовность и гармония с природой (а не заклинания, привороты и зелья) в очередной раз будут спасать человечество. Вопрос о победе оставим открытым. Етоев снижает пафос, делая главного героя неудачником, слабым человеком, неспособным отказаться от выпивки, а его возлюбленную Машеньку - видавшей виды женщиной, умеющей при случае превратиться в базарную бабу. Зато в них есть человечность, которую уже утратили алкоголики из пункта стеклотары и которой никогда не было у Калерии Карловны и ее сыночка-паука.

Ваня к тому же болеет за судьбу русской литературы. Он кисло улыбается, читая через плечо девушки в метро: "Ее прекрасные груди были подвешены к моему содрогающемуся сердцу, как висящие с дерева плоды". Вопрос соотношения плохой и хорошей литературы - один из центральных в романе. "Почему на каждого Гоголя и Гончарова приходится девяносто девять Гондоновых?" - спрашивает автор устами Ивана. Машенька тоже не так проста, как кажется. Поняв, что любит Ваню, она ищет его с паутинкой, зажатой в кулаке, не боясь "ни трупов, ни милиционеров, ни привидений". Паутинка греет руку, накаляется, когда любимый ближе, охлаждается, когда далеко. В романе переплелись мистика, фольклор, пародия, мелодрама и эпическая история борьбы добра со злом. На двухстах пятидесяти страницах вырос маленький миф, который при ближайшем рассмотрении вмещает в себя вселенную.

Думаю, корни "Человека из паутины" нужно искать в классике магического реализма. Из русских писателей Етоев, на мой взгляд, ближе всего к Сологубу с его недотыкомками из "Мелкого беса". Из современников, пожалуй, к Мамлееву, с той разницей, что у последнего страшных сказок гораздо больше, чем смешных. Лично мне легкость и непосредственность Етоева напомнили братьев Стругацких.

"Человека из паутины" можно воспринимать как развлекательное чтение, а можно до потери сознания расшифровывать знаки и символы. Вдруг вам повезет и вы будете управлять миром?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1407
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1016
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1221
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
790

Другие новости