0
1052
Газета Проза, периодика Интернет-версия

07.07.2005 00:00:00

Без симулякров

Тэги: Стихи в Петербурге, ХХI век, Поэтическая антология, Зубова, Курицын


Стихи в Петербурге, ХХI век. Поэтическая антология. Составители Л. Зубова, В. Курицын. - СПб.: Платформа, 2005, 480 с.

Из предисловия составителей следует: название антологии надо трактовать как девиз, а не как неуклонный принцип. Не все представленные в ней стихотворения написаны строго в Петербурге и Ленинградской области; не все - в текущем столетии. Встречаются подтеки в 1999 год и раньше. Но в основном все же читатель может рассчитывать на единство места и времени и делать отсюда собственные выводы.

Ибо предварительные выводы составителей как-то подозрительно противоречивы. Нынешнее время названо "не слишком благоприятным для поэзии" - а среди признаков этой неблагоприятности через запятую идут терроризм и крах постмодернистских симулякров. Как так┘ Бог даже с ним, с терроризмом, не будем ссылаться на Тютчева ("Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые"), это вопрос спорный. Но неужели поэзии комфортнее жилось в пору расцвета симулякров? То ли два составителя-полемиста пишут, вырывая друг у друга перья, то ли ими владеет теоретическая растерянность. Забегая вперед, скажем, что она не помешала им составить совершенно блестящую антологию.

Впрочем, антологию (как, например, и пиццу) почти невозможно испортить. Много разных доброкачественных продуктов (в данном случае - стихов) - вот вам и результат.

Минуя частности, задумаемся: что считывается в целом из современной питерской поэзии?

Во-первых, петербуржцы (в отличие от большинства москвичей) не боятся быть немодными, не попасть в струю, не поспеть за комсомолом. Наверное, и нету сейчас никакой новой моды в Петербурге, а на московскую наши северные соседи совершенно правильно плюют. Возникает особое ощущение просвещенной неспешности - не провинции, но и не официальной суетливой столицы.

Во-вторых, чувство непрофанного пространства. Как бы это объяснить┘ В Питере мы ходим примерно по тем же улицам, по которым шагали Гоголь, Пушкин, Достоевский, Блок. А в Москве по улицам, проложенным на месте тех улиц, по которым... Список окажется столь же внушителен. Думаю, многие москвичи видели табличку на одной из московских школ: здесь стоял дом, где родился Пушкин. В Петербурге подобное геростратство немыслимо.

Отсюда - авторы антологии подхватывают и продолжают темы и интонации Некрасова, Блока, Анненского, Северянина, как если бы оригиналы звучали еще вчера. То, что в Москве необходимо модернизировать, иронически обыгрывать, естественным образом преломляется в изменившемся (конечно!) питерском воздухе. Появляется чувство одновременности многих поэтических голосов и эпох.

В-третьих, питерская поэзия ХХI века наконец-то преодолела Бродского. Это чувствуется в ритмических рисунках - не то чтобы новая поэзия шагнула дальше (дальше - переусложненность, какофония); она, скорее, нашла, где свернуть. Зачастую - в самом начале пути. Не раз и не два читатель найдет простейшие мелодии, словно сыгранные на дудочке. Они буто бы дразнят Иосифа Александровича, странно перекликаясь с его же ранними образцами.

Другая функция старой доброй силлаботоники в этой антологии - иллюстративная. Представьте себе, что какой-нибудь высоколобый композитор пишет ораторию и в нее надо вставить тему шарманки. Так вот - в книге то и дело звучат обрывки таких шарманочных мелодий. И хорошо, что звучат.

Авторы идут по алфавиту - и все же каким-то чудом образуют разворачивающуюся спираль. Каждый добавляет нечто новое к уже составленной мозаике, сворачивая в непредсказуемую (алфавит!) сторону. Если уж пошла речь о персоналиях┘

Меня всегда удивляет Дмитрий Григорьев (1960 г.р.). Удивил и на этот раз, показав нам какой-то залитый солнцем трагический мир. Александр Куляхтин (1967 г.р.) может показаться слетевшим с катушек переводчиком шотландской лирики - в его детские размеры вместилась недетская мировая тоска. Радует Сергей Стратановский (1944 г.р.), наконец-то спорхнувший со слишком уж насиженного места. Как обычно, прост, глубок и загадочен Всеволод Зельченко (1972 г.р.). Как всегда, впечатляет веселый ужас Вячеслава Лейкина (1937 г.р.). Всех не упомянуть, хотя и хотелось бы.

Что еще? Книга превосходно вписывается в культурный контекст - сзади ее подпирают "Поздние петербуржцы", тоже региональная поэтическая антология, составленная лет десять назад Виктором Топоровым; с боков - "Нестоличная литература" и "Освобожденный Улисс" - современные поэтические антологии российской провинции и русских диаспор, составленные Дмитрием Кузьминым. Так что - мы чувствовали сквозняк, потому что место было свободно, как пелось в песне "Аквариума". Кстати - Гребенщиков и его соавтор Гуницкий тоже в книге присутствуют.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1461
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3361
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2448
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1968

Другие новости