Максим Максимов. Такие разные зубы. - М.: АБ, 2005, 118 с.
Некоторое представление о прозе Максима Максимова можно получить из подзаголовка и посвящения, предваряющих текст первой повести "Такие разные зубы". По мнению автора, эта история - не что иное, как "драматическое пособие для начинающих стоматологов". А посвящает он его Гаю Петронию Арбитру и Андрею Платонову.
Отсылка к Платонову менее очевидна, оставим ее на совести молодого писателя, зато Гай Петроний Арбитр и его "Сатирикон" явно вдохновили господина Максимова, который постарался передать дух древнеримского сатирического романа. С особой изощренностью, например, поименованы персонажи - Химиката, Гиппокразм, Камикадзий. Понять, как это написано, можно по одному предложению: "Постепенно с лиц сходила бледность, к шуму расставляемых яств прибавился легкий смех, голоса обсуждали степень сытости и соблазнительность лакомств, опять зазвучало чмоканье, и над промежностями зашуршали ткани".
Второй текст, "Шимпанзе", переплетенные кинематографические и литературные образы и мотивы. Смахивающий на ибсеновского Пуговичного мастера Прокаженный Шляпник, нерадивые полицейские, сошедшие в книгу из французских фильмов про жандармов, - они ищут парочку, похожую на Бонни и Клайда, которые, зная, что их ждет скорая расплата, в декадентском отчаянном порыве занимаются любовью на берегу озера.
По ходу истории две подруги везут на тачке мертвого шимпанзе - любимца одной из них, чтобы предать его тело земле. Вокруг тем временем проносятся прочие персонажи, которые встречаются с детскими страшилками, оказавшимися реальными во взрослой жизни героев, вокруг - умирают или срываются в безнадежную истерику. Впрочем, эти страсти не стоит принимать за чистую монету, поскольку "Шимпанзе", как и "Такие разные зубы", - в высшей степени литературоцентричный текст, в котором персонажи - лишь образы, и не более чем.
Последнее произведение, "Скульптору никто не пишет", - это вольная интерпретация эпистол Огюста Родена. Здесь главная сюжетная линия не присутствует напрямую в тексте, а является жизнью "автора" за пределами писем, ее влияние на изменение его личности и его пера.
Объединяет все тексты стремление автора не романтизировать действительность. Он не делит жизнь на составные части, собирая воедино такие компоненты, как любовь и разврат, детство и смерть, жизнь и насилие.