0
1268
Газета Проза, периодика Интернет-версия

20.04.2006 00:00:00

Тени прошлого против Малыша и Карлсона

Тэги: аннин, тень акулы


Александр Аннин. Тень акулы. – М.: Этерна, 2006, 384 с.

В 1991 году в Домодедовском районе Подмосковья находят трупы двух девушек – медсестер легкого поведения. Почерк преступления напоминает почерк разыскиваемого МУРом серийного убийцы, однако нити преступления, как выясняют следователь Петр Ванников и старший оперуполномоченный МУРа Максим Басов, тянутся к секретному НИИ Минобороны, возглавляемому секретным же академиком Ардашкиным, числящимся в картотеке КГБ под именем Корректировщик: под видом разработки «психотронного оружия» он занимается «корректировкой поведения и психики, подавлением или усилением эмоционально-волевой сферы деятельности головного мозга» и т.д. НИИ этот, впрочем, в том же году закрывают секретным распоряжением генсека ЦК КПСС. Академик Ардашкин, как выясняется спустя сотню страниц, стреляется. А дело об убийстве девушек «по целому ряду причин» закрывают. Следователь Ванников переходит на работу в Генпрокуратуру, а Максиму Басову дают внеочередное звание подполковника. В каковом он и пребывает по сей день – и, видимо, до скончания века┘

Этот Максим Басов (кличка Карлсон) – личность легендарная. И среди милиционеров, и среди преступников. Знаменитый опер, гроза убийц всех мастей, которому полковничьи погоны не дают, дабы не лишиться столь ценного работника «в поле». Когда-то «в одиночку взял банду Гомулы, а такое не скоро забывается». Кстати, случай, изложенный в романе, – о том, как Карлсон в Парке им. Горького справился с несколькими преступниками, пытавшимися изнасиловать девушку, – удивительно напоминает историю, действительно случившуюся с одним московским опером. Так что, возможно, и иные перипетии, наличествующие в книжке, имеют под собой основание в реальности. Ну а весь антураж, прописанный Александром Анниным, – точно подлинный, родной московский и подмосковный – со всеми, так сказать, контрастами.

Тут тебе, к примеру, и хашная на Новинском бульваре, где с утра после Дня милиции «поправляются» муровцы, и коттеджный поселок Серебряные Ключи, где для начала происходит двойное убийство – книгоиздателя Марата Петровича Хрипунова и его жены Елены. Расследует это дело, естественно, Максим Басов – вместе со своим молодым помощником, старшим лейтенантом Алексеем Матушкиным (кличка Малыш).

Им есть над чем потрудиться, несмотря даже на то, что Хрипунов перед смертью явно указывает на убийцу – генерала Петра Чухлова. Поселок миллионеров оказывается прямо-таки заколдованным местом: следом за семейством книгоиздателя на тот свет отправляется соседка Вера Ильинишна (между прочим, вдова того самого академика Ардашкина): она замерзает в собственном саду. А еще через день в своем новоотстроенном доме гибнет отставник, бывший следователь Генпрокуратуры Петр Игнатьевич Ванников – тоже «тот самый», из 1991-го – угорает от печного газа┘ Выясняется, что перед смертью Ванников закончил писать мемуары по заказу издательства «Скиф» (которое, оказывается, принадлежит издательской империи погибшего Марата Хрипунова), в которых писал о деле 1991 года, о закрытом НИИ Минобороны и некоторых связанных с ним персонах, занимающих сегодня ключевые позиции в структуре новой политической партии «Силы Руси»┘

По понятным причинам далее о сюжете – ни слова. О героях же – ничего, кроме хорошего: пара настоящих мужиков, профессионалов – Малыш и Карлсон – смотрятся выигрышно на фоне иронично-детективных дамочек, доминирующих в сегодняшней криминальной литературе. Антигерои тоже вполне выпуклы, несхематичны. Самое же примечательное в книге – не «правильность» образов современных сыщиков (даже в их «слишком человеческих» проявлениях) и не их попытки утверждения справедливости – в духе Глеба Жеглова в обществе тотальной несправедливости, каковым, к сожалению, наш социум сегодня является. Главное авторское достижение – умелое и непротиворечивое встраивание своей истории в контекст пережитого всей страной за последние 15–20 лет. С информативными экскурсами в недавнюю историю. С ненавязчивой моралью, которой сегодняшние детективщики обычно чураются – а зря. И с надеждой на лучший исход – даже для тех, кто, кажется, безнадежен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство профинансирует строительство рыбопромыслового флота

Правительство профинансирует строительство рыбопромыслового флота

Ольга Соловьева

Пострадавшим от паводков регионам госбюджет выплатит 2 миллиарда рублей

0
908
Петербург не станет "городом четырех революций"

Петербург не станет "городом четырех революций"

Дарья Гармоненко

Коммунисты разменяют губернаторскую кампанию на муниципальную

0
1030
Евросоюз прекращает экспорт в Россию подслушивающей аппаратуры

Евросоюз прекращает экспорт в Россию подслушивающей аппаратуры

Геннадий Петров

Применение нового санкционного механизма становится рутинной практикой

0
983
Депутаты выходят на финишную прямую в работе с налоговым законодательством

Депутаты выходят на финишную прямую в работе с налоговым законодательством

Михаил Сергеев

Бюджетный комитет заклинает не навредить большинству граждан

0
1059

Другие новости