0
1701
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.02.2008 00:00:00

Флюид любви без запаха либидо

Тэги: гусарова, небо внутри


Белла Гусарова. Небо внутри. – СПб.: Красный матрос, 2008. – 80 с.

Книжка стихов Беллы Гусаровой называется «Небо внутри», поэтому хочется спросить – внутри чего же небо? Вот вслед за лирической героиней мы и отправляемся на его поиски. Попадаем, например, в прошлое: «в прошлой жизни я была высокого роста поэтом/ носила желтое, читала в «Бродячей собаке»». Автор практически отвергает заглавные буквы и знаки препинания, что в принципе не ново. И вроде бы все хорошо – легкое дыхание свободного размера, в других стихотворениях – оригинальные рифмы. Только вот много общих мест, которые тянет назвать поэтическими штампами. В первом же стихотворении: желание жить в прошлом, особенно в серебряном веке. Или же: «В этом старом кафе/ На балкон залетает листва». Кто только не писал о старых кафе и листве в контексте любви, конечно же (тут же: «Мы по-прежнему любим друг друга!»).

И тут пришло время упрекнуть поэта в том, что его поэзия временами чересчур «женская». Вот вам несчастная любовь («играть в любовь – не в игрушки/ не с куклой, которой можно отрывать руки чтобы не просила милостыню любви-суки», «когда тебя долго нет – начинаются легкие ломки» и много подобного). «Любовных» стихотворений много. И они – самая слабая часть сборника. Конечно, крик раненой души. Но героиня кричит слишком прямым текстом, выражаясь так, как выразилась бы сотня-другая обычных женщин: «ты не бери меня/ ты не бери меня в жены/ сгорели записки в камине на даче/ о нашей любви».

Большое количество посвящений (П.М., Т.Б., С.Б. и проч.) – таинственные буквы, которые ничего не говорят читателю, утомляют. На страницах сборника: Прага, Рим, Сан-Франциско, Вермонт, Египет, Сахара, Гоа, Тибр, Сена, многое другое – видно, что автор много где побывал; Александр Сергеевич, Кафка, Джойс, Книга Перемен, Феллини, Венера Милосская, Ника Самофракийская и проч. – прочитал и повидал многое. И все это вперемешку с современным, актуальным: «распахнутые окна монитора», «или кнопку SLEEP», «мерседес въехал в стадо коров»... То в рифму, то без – в рамках одного стихотворения (рифмованные стихи удаются автору лучше – в них сильнее поэтическое напряжение).

Иногда подобная «мешанина» и образованность автора утомляют не столь образованного читателя, вредят стихотворению, представляются простым нагромождением слов и образов, не становясь эклектикой. Вредит стихотворениям и нецензурная лексика – немотивированная, непростительная для данной тонко чувствующей лирической героини. Вот, например, как выражается Бэла (раздел «Неотправленные записки Бэлы к Печорину): «Вы, Печорин, не вор, но лжец/ у меня в стволе/ скучают пули/ вам – ┘» Но мы не станем писать это «дурное» слово.

Отдельная тема – Петербург (раздел «Мосты в Петербург»). Тема поэтически «изученная» и поэтому опасная. Автор прекрасно это понимает, отсылает нас к ранее сказанному о городе. «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров я приду умирать» Бродского отзываются в стихах Беллы Гусаровой: «а потом я уйду на Васильевский, или┘» Всем известное «окно в Европу» звучит так: «жизнь стала самоцелью/ и правом смотреть в европу». «Декабристский город» традиционно мрачен и сумбурен, но у автора есть свое видение, его город запоминается: «сомнамбулой-носферату/ плыву по петрову городу/ по чешуе змеи-невы/ глотающей острова залива». Стихи о Петербурге интересны по ритму и по интонации.

Самая сильная часть сборника – «Запахи северного Гоа в легкой индомании». «Год уже или полгода/ дурно от убро/ я давно одной ногой в Гоа/ другой рядом с урной». Стихи изобилуют экзотизмами и англицизмами, что здесь вполне уместно: смайлы, fish, money, сорри, чакры, гибискусы, крокусы, сари, папайя, биди, loverman, инглиш, лэнгвич. Нагляден образ русского туриста, оказавшегося в незнакомой стране: «мой первый гоанский индус/ обменяет европейские цепи на связку бус/ тело вымажет маслом кокоса, выдаст посох», «красная метка межбровно прибита фломастером». И мы глазами лирического героя завороженно смотрим, как «парит орел, шипят морепродукты», но смотрим все же «с воздушным поцелуем в петербург» на губах.

Завершается все тревожным разделом «Палаты»: «если случится свихнуться хочется чтобы/ моим психиатром стала Ка Эн┘и, благодарная пациентка,/ я не покину больничных стен». Поставим автору большой плюс за самоиронию.

И вот мы закрываем сборник и по-прежнему не понимаем, внутри чего же небо. Разве что внутри самого человека как некая метафизическая категория.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1427
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1624
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1728
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4026

Другие новости