0
1901
Газета Проза, периодика Интернет-версия

23.10.2008 00:00:00

Дон Жуан от географии

Тэги: ерофеев, жизнь, дьявол, смысл


ерофеев, жизнь, дьявол, смысл Россия – это дрейфующая льдина, которая плывет сама по себе.
Александр Борисов. Айсберг в Карском море. 1901. Архангельский областной музей изобразительных искусств

Виктор Ерофеев. Свет дьявола: География смысла жизни. – М.: АСТ: Зебра Е, 2008. – 384 c.

Не знать сегодня Виктора Ерофеева (р. 1947), эпатажного папу «Русской красавицы», так же стыдно, как быть не в курсе, кто такие Мата Хари, Дмитрий Быков или Йоко Оно. Да и не знать-то не получится. На какой канал ни щелкни, Виктор Владимирович с нами: на одном про культуру народу рассказывает, на другом от нападок злоумышленников защищается, на третьем и вовсе подростковую поросль петь учит – культуртрегер, тут уж ничего не попишешь, должность обязывает. Но как бы там ни было, этот успех пришел к нему не так давно, изначально же Ерофеев был (и остается) писателем, непростым и по-своему интересным, что он снова доказал, выпустив книжку «Свет дьявола: география смысла жизни». Книга только появилась, но в критике к ней уже разное отношение: кто-то восхищается, а кто-то плюется.

Думается, разночтения возникли, потому что в книге существует несколько неясностей. Во-первых, в сборнике нет целостности. Да, для четкости, он разделен на две части: «Нарушитель границы» и «Не по дороге» (вторая часть в основном повествует о чужеземных странах, странных государствах). Но черта проведена скорее формально, нежели для углубления смыслов, тексты из одной части можно без ущерба для структуры переместить в другую, композиции как таковой у сборника нет. Во-вторых, сказать что-то конкретное о жанровой принадлежности трудно, здесь есть рассказы, статьи, размышления, неоконченные куски и даже эссе. В-третьих, в книге, как это ни странно, мало художественности, при том, что язык ее в целом хорош, однако Ерофеев зачем-то стремится подчинить все публицистическому началу. Такое ощущение, будто вымысел Ерофееву менее интересен, нежели рассуждения о реалиях. При этом нельзя сказать, будто тексты злободневны, наоборот, они повествуют о вечном. «Россия – дрейфующая льдина. Она плывет сама по себе. В редкие либеральные времена своей истории она дрейфует в сторону западной цивилизации, хотя так никогда и не прибилась к тому берегу», – рассуждает герой рассказа «Кровь на льдине». И дальше: «Я не хочу революцию. Я не хочу репрессивного режима. Я не хочу теократии». Метафора, конечно, отличная, ничего не скажешь. Но показательно то, что эти патетические речи произносит персонаж умирающий. Не так ли в действительности выглядит современная Россия?

Кстати, Ерофеев во многом точен до афористичности. «Американец похож на колодец (пусть неглубокий), русские – на разлив рек», «Флоренция озверела от туристов», «Абхазия – остановившийся глаз времени», а «на Алтай русский человек едет за смыслом жизни».

А в целом все те же проклятые вопросы, без конкретных ответов. Да и есть ли эти ответы вообще? Современные русские по-прежнему веселы и беззаботны, они носят итальянские пиджаки, пьют хорошую водку, широко угощают всех вокруг, наверное, поэтому смотрятся дико в старинном европейском сообществе. А что поделать, да, скифы, азиаты┘ «Россия – прекрасный раздражитель нравственного инстинкта. Кто-то оградит свои идеи забором: от свиней. Кто-то просто споет. И все мы, по сути, нарушители суверенных границ. И помоги нам Бог не нарваться на погранца.

Итак, лирический герой Ерофеева (назовем так складывающийся образ) – человек странствующий. То в Финляндию попадает, то на кульбиты голой китайской массажистки едет поглядеть (кстати, писатель по-прежнему физиологичен, уж если про секс – так со всем размахом). То есть движется в поисках смысла. На полном серьезе уверяя, что он «Дон Жуан от географии», «меняет страны, как женщин», однако осознает свою русскость непрестанно и всюду. И как-то так получается, что быть русским ему почему-то проще за границей, чем на родине. В этом тоже, если хотите, особенность времени.

А еще Ерофеев пишет о душе, которая согласно верованиям алтайцев принадлежит дьяволу. «Бог создал из ила тело человека, а алтайский черт вдохнул в него душу. <┘> Вот он – свет дьявола». Вот она, по Ерофееву, разгадка.

Но рисует ли на самом деле Виктор Владимирович «географию»? Рисует. Находит ли «смысл жизни»? Пожалуй что нет. Точнее тут с уверенностью утверждать нельзя. Все прозаические конструкции в этой книге настолько шатки и умозрительны, что, того и гляди, рухнут на головы читателей и зевак. Нет, вовсе не потому, что плохо написано, написано-то как раз интересно, а порой и с ядреным памфлетным запалом. Скорее, тут дело в предмете поиска, а, как известно, для каждого он свой. У лирического героя Ерофеева – он в движении. Следовательно, цель есть движение к цели. Так уж складывается, герой перемещается из точки «А», в точку «Б». Смыслы двоятся, троятся, их становится неисчислимо много, но какой из них важнее, неясно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1639
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3574
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2632
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2141

Другие новости