0
1223
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.02.2010 00:00:00

Шамбала в Сибруссии

Тэги: казаков, холопы


Валерий Казаков. Холопы. Роман-дурь. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 320 с.

Валерий Казаков известен как автор разоблачительной прозы о чиновничестве всех мастей и рангов – от грозных небожителей Старой площади до современных акакиев акакиевичей. На этот раз завзятый реалист удивил неожиданным ходом, представив на наш суд книгу, лукаво названную «роман-дурь»┘

О нет, не верьте автору, играющему с читателем в жанровые кошки-мышки! Конечно, от литературного наркотика в стиле фэнтези новый роман отличает и серьезная социоисторическая подоплека, и психологическая разработка характеров, но главное – шокирующее литературное прогнозирование. И в этом смысле книга «Холопы» входит в разряд фантастических романов-предупреждений, заостряющих внимание на возможных последствиях так называемого прогресса, – «451╠ по Фаренгейту» Брэдбери, «Час Быка» Ефремова, «Возвращение со звезд» Лема, «Мальвиль» Мерля и др. И все же – перед нами отнюдь не фантастическое произведение в духе названных, хоть по пафосу и созвучное им. Точнее, эта книга написана в стиле «литературного фантастического», если пользоваться термином французского теоретика Цветана Тодорова для определения сверхъестественного, мистического элемента у Гоголя или Гофмана.

Действие казаковского романа перенесено в середину нынешнего века – в мир, после глобализации состоящий всего из нескольких государств, включая Сибруссию (уменьшенный вариант Российской демимперии после Великой бюрократической революции), Объевро (бывшая Европа) и Афроюсию (Африка и бывшие США). Оставляя на совести автора вольное обращение с социогеографическим пространством, отмечу его тревожное остроумие в обрисовке возможного будущего. И в этом плане роман Казакова созвучен таким остросоциальным прорицаниям, как «Реформатор» Юрия Козлова, «Укус ангела» Павла Крусанова или памфлет Юрия Полякова «Демгородок».

В казаковских «Холопах» потомки новых русских, некогда сколотивших криминальные состояния, становятся неодворянами – помещиками и царедворцами. В разделенной на округа-окуемы стране процветает крепостничество, торговля людьми, опричнина. Сибруссия – от кремлевских чертогов до глухих углов, где правят тупые наместники, – окутана паутиной чиновного беспредела. В качестве некоей оппозиции выступает бригада разбойников, которым, впрочем, не чуждо и дикое благородство, игра в справедливость, – ведь многие из них учились в европейских университетах. Вот такая гибридизация всей страны┘

Мистико-сверхъестественная линия романа, соотносящая его с собственно фантастической прозой, закручена на сюжете о появлении таинственной сверхъестественной силы, сосредоточенной в заповедном месте – Шамбале, подобной легендарному Беловодью. Слух о появлении Шамбалы вызывает переполох в неоимперии, все военные силы которой стягиваются к входу в этот чудесный параллельный мир, откуда исходит угроза всему неподлинному, мнимому, чуждому Жизни.

В реальном же мире все смещено и перепутано. «Прогресс» оборачивается даже не регрессом, а безвкусной загогулиной, вытатуированной на беспомощно распростертом теле страны. Знак того – бездарное повторение старого сценария «преемник», возводящего на имперский трон все новых чинуш, весьма и весьма смахивающих на градоначальников из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.

Суд над безголовой властью и ее бесконечными преемниками в романе все-таки происходит, причем весьма парадоксальным образом: во сне верховного опричника и главного холопа Эдмунди Чекисовича Костоломского. Автор остроумно пародирует популярные некогда литературные суды, и это при том, что чтение книг в его истории одной страны не поощряется властями – пагубные наклонности даже караются, как в знаменитом романе Брэдбери, а хранение книг приравнивается к крамоле. Во сне опричника в зале Всенародного трибунала открывается суд «Русская литература против власти». Подсудимые – все августейшие преемники, включая даже забытые (в том будущем) политфигуры прошлого века (вроде Сталина или Горбачева). Судьи – возвышающиеся над убогими людишками тома Пушкина, Достоевского, Солженицына, имена которых, однако, прочно выбыли из употребления преемников и их холопской братии. «Пуш-кин», – по складам читает бывший советчик Владисур. «Артиллерист какой-то», – помогает ему подобный. Но поскольку перед «пушками» еще «слово «ас» вписано», сидящий рядом преемник решает, что это два в одном – и артиллерист, и летчик. «А тем временем родоначальник российской словесности бойко читал обвинительное заключение┘»

Впрочем, не только суда Истории боятся холопские властители – по сути, идея власти и идея холопства сливаются в романе. Пресловутые «низы» по привычке прогибаются перед власть имущими – но эта безнадежная привычка сопутствует всем обитателям высокой чиновной лестницы: «┘Прямо какой-то Содом с Гоморрой получался: всех тянуло к начальнику, а самого начальника – к еще более высокому начальствующему телу и так, почитай, до самого верху». «Верхи» же безнадежно несчастливы из-за вечного страха перед тревожно колышущимися под ними массами. Такова система тотального холопства, к нашему настоящему, безусловно, никакого отношения не имеющая. Не имеющая?..

Да, конечно! Однако некие лики узнаваемости и дерзкой проекции на нашу с вами современность весьма неуместно, право слово, прорезают романное пространство, мешая читателю смеяться над нелепыми нравами и подлыми замашками мрачного завтра. Очевидно, это все досадная случайность, и все же┘ Ну к чему, скажите на милость, упоминать о неких «народных задумцах», проживающих в закордонных имениях и лишь изредка собирающихся в столичном «доме народных утех» на Всевеликий Всенародный Курултуй народов Сибруссии? Зачем так любовно сравнивать этих «задумцев» с соседствующими на Доходном ряду публичными девками – только за то, что «народный избранец задаром не только никуда не сдвинется, но и руки для голосования не поднимет: на все есть своя такса»? Зачем давать доносчику и интригану, кремлевскому канцеляроначальнику фамилию Сучианин? В общем, всяких диких совпадений в романе не счесть – взять хотя бы фигуры политолога и «тайного колдуна Кремля» Павлина Тойотовича Глебовского или «великого шоумена» и телекумира Ван-Соловейчика, ведущего ток-шоу «Дуэль у помойки». Все это, к сожалению, ослабляет несомненные достоинства романа о невозможном будущем и наводит на странные несвоевременные мысли. Однако прочь от них, прочь┘

В конце концов в книге о суетных холопах торжествует светлое начало, окрепнуть которому немало помогают философские раздумья автора и вторящих ему героев, которым открывается высшая красота Мира. Мира, истерзанного непутевым человечеством, но еще непобедимого в своем величественном Таинстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
771
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
800
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1067
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
860

Другие новости