Ефим Курганов. Шпион Его Величества. Апрель – июль 1812 г. Вильна. Историко-полицейская сага.
– М., Кучково поле, 2011. – 384 с.
Прежде всего надо сказать, что филологу Ефиму Курганову, автору 11 книг по специальным вопросам истории и теории литературы, удалось написать замечательно интересную историческую книгу. Увлекательную и насыщенную поражающими воображение подробностями о «делах давно минувших дней» – о событиях, хорошо знакомых всем нам со школьной скамьи по великому роману «Война и мир».
Замечательно, что это не модная ныне «альтернативная история», а история просто, но такая история, которую мы не знаем.
В литературе последних десятилетий особое место занимают повествования, в центре которых фигуры тех, кого мы привыкли видеть как бы сбоку, на периферии основной фабулы. Мы часто склонны не замечать их – тех, кому отведено место на полях Больших историй. Варавва, Розенкранц и Гильдстерн, Пятница.
Именно таков герой кургановского романа: он не просто «сбоку», он принципиально спрятан в «потайной карман» истории Отечественной войны 1812 года.
Яков Иванович де Санглен (1776–1864) – писатель, историк, переводчик, но прежде всего шпион, виртуоз сыска, человек, фактически создавший структуру русской тайной политической полиции: это он создал разветвленную агентурную сеть и активно занялся ловлей шпионов весной и летом 1812 года. Эти месяцы и создали основу всей репутации Санглена.
События войны 1812 года поданы здесь не в историософском, а исключительно в «шпионском» ключе – с тех сторон, о которых читатель Толстого и не догадывается.
Виктор Шкловский, кажется, говорил, что плох тот литературовед, который не сможет, если захочет, да хоть бы и на спор, написать хороший роман, жизнеспособный, который будут читать люди и радоваться.
Книга Ефима Курганова есть прямое подтверждение этой мысли, в последние годы неоднократно подтвержденной книгами филологов и семиотиков, сменивших перо ученого на перо беллетриста. И на этом ярком фоне «Шпион Его Величества», написанный ведущим специалистом по поэтике анекдота, выглядит просто блестяще.
Думаю, что многим читателям придут в голову параллели с исторической прозой Юрия Тынянова и Натана Эйдельмана. Мне хотелось бы напомнить еще одного сочинителя исторических повествований – поэта Михаила Кузмина. Проза Курганова обладает этой в высшей степени очаровательной кузминской «прекрасной ясностью», легкостью, «беллетризмом» в самом лучшем, не стыдном смысле этого слова.
Книга не претендует на философию, она просто увлекательна и легка, и в этой легкости – и сила, и обаяние, и «философия». Это толковая историческая проза, которой так мало в литературе последнего времени: с увлекательной интригой, с искусной стилизацией частных записок и исторических документов, проза, где ничего не выдумано – почти нон-фикшн. Литература факта, где все описанные события имели место в истории или по крайней мере могли иметь место, как утверждает Курганов. И где все – как знать? – выдумано автором, ведущим с читателем романа увлекательную игру.
Прекрасно выглядит роман и на фоне того бесспорно удачного «градуса» письма, который найден в романных сериалах Бориса Акунина.
Не вдаваясь в подробности, отметим, что проза Акунина все же в большей степени связана с реалиями, проблемами и сознанием нашего сегодня, в то время как Курганов-прозаик искренне и счастливо «забыл» все, что мы знаем об истории России после наполеоновских войн. Его интересует эпоха, он любит и профессионально знает эпоху, в которую действует его Санглен, и в этом особый шарм, особый и чисто художественный эффект, которого мы не найдем в романах про Эраста Фандорина.
Связь с прошлым слегка нарушена, но ее легко восстановить... Фото Александра Курбатова |
Нам кажется, что обширный цикл «Шпион Его Величества» надо издавать большими тиражами, сериями. Всего в цикле – 22 эпизода, не считая приложений. Пока выпущен том, включающий четыре эпизода.
Серийная публикация «Шпиона Его Величества» станет событием в жизни читающей России XXI века. Думаю, что рано или поздно это и произойдет, и романы о Санглене займут свое законное место в кругу чтения и тех, кто любит детектив и шпионский роман, и поклонников исторического романа, и любителей романа-анекдота и романа-фельетона. Особенно радостно за подростков – идеальное чтение для переходного возраста.
В изысканности стиля и сюжетосложения Курганова есть доля здорового «мальчишества», которое невозможно имитировать – оно очень органично, естественно, живо. Многие из нас в свое время не доиграли в шпионов, потому так приятно погрузиться теперь в атмосферу опасной и коварной интриги.
Несмотря на то что «Шпион Его Величества» стоит вне массива сочинений, связанных с «альтернативной историей» (скорее составляет ей конкурентоспособную альтернативу), он вполне по законам постмодернистской литературной ситуации «многоприцелен»: проходит и по ведомству военно-исторической прозы, и по ведомству внеклассного чтения.
Массовая и элитарная литература, как давно уже было подмечено, сходятся в некоторых точках, и важное место среди точек занимают, условно говоря, топики «тайн истории» и «деятельности загадочных спецслужб».