0
2191
Газета Проза, периодика Интернет-версия

09.06.2011 00:00:00

По волнам экспромтной мысли

Тэги: книзева, стихи, рисунки, альбом


книзева, стихи, рисунки, альбом

Марина Князева. Тайна пути: Сборник: стихи, афоризмы, поэмы, притчи, рисунки/ Предисл. Станислава Айдиняна.
– М.: Школа радости, 2011. – 192 с.

Умные женщины не ищут гармонию. Они сами себе и культурология, и гармония – из чего угодно в жизни вяжут смысл и вплетают его в локоны стихострок. И да прибудет на свете еще одна красота, которая спасет мир! Марина Князева – и журналист-культуролог, и прозаик-драматург, и поэтесса – создатель поэтического проекта «Живое пространство», и автор книг, и старший научный сотрудник факультета журналистики МГУ. И я не хочу читать ее (шестое по счету) умно-красивое литературно-художественное издание так, как обычно читают книги. Я предпочитаю разглядывать ее стихи как диковинные рисунки – на выставке или в пространстве альбома. В пространстве связанного интертекста и интеракта – себе подобных с себе подобными. Иногда – если очень хочется – даже переворачиваю стихи вверх ногами.

Нетрудно догадаться, что ключи к стихам Марины и есть рисунки, а рисунки – своеобразные шифры к стихам. Сквозная вязка: строки нанизываются сверху донизу без права на передышку, без отрыва руки – так «вяжется» на одном дыхании не только стихотворение, но и рисунок – по собственной методике, названной Мариной изосерфингом. Плыть по волнам экспромтной мысли, записываемой в графическом и вербальном выражениях, гармонично дополняющих друг друга: «И застываю столбом неподкупным –/ соляной столб и тот мягче!/ Не подходи – как гора, рухнем./ Кратер вулкана и тот заплачет».

Создается впечатление, что такой синтез графики и стихов был присущ автору изначально, но тяга к экспромтному рисунку проявилась совсем недавно. Только два года назад Марина позволила графическому таланту определиться, самостоятельно выйти на поверхность, зазвучать в книгах и выставочных залах. На страницах книги стихи и рисунки вновь связываются и разговаривают друг с другом – как оловянные ложки, солдатики или балерины на столе Андерсена. Неудавшиеся персонажи, любовь, искусство и даже сама жизнь будут перерисованы, переписаны автором заново: «Город создала река/ из моста – своего ребра».

Марина Князева и персонажи «воспитывает», и сама идет по жизни, как стойкий солдатик. Девочка-поэтесса с синдромом отличницы могла бы погибнуть на поэтической ниве при первой же неудаче-подножке. Если бы с 15 лет не закалялась в студии МГУ «Луч» Игоря Волгина, куда была принята в виде исключения еще школьницей за стих «Июль в Казахстане», который и сегодня остается талисманом, включаемым ею почти во все поэтические издания: «Этот липкий скованный покой,/ Желтый камень воздуха крутого┘/ Бьется надоедливой осой/ Жаркий луч в окно пустого дома». И если бы ее «соседом по парте» на журфаке МГУ не оказался Владимир Климов, выступивший добровольным тренером, обучавшим в обеденный перерыв в соседней рабочей столовой – под звуки крепкого мужского мата, чавканье и звон кастрюль – писать стихи и книги: «Ее антикварная внешность┘/ маркизы,/ отправленной в шахту/ за углем забот┘»


Умная женщина сама себе гармония...
Марина Князева. Спасенная. Иллюстрация из книги

Почти все стихи в книге – заголовочные. И заголовки эти – сама кровь, квинтэссенция стиха: «Кто прожил вместо тебя», «Я училась письму у стрекоз», «Миротрясение», «Русскость», «Смертный-Бессмертный»... И это – не единственное исключение из нынешних поэтических «правил». Бывает, на целую книгу ни одной ценной мысли, а здесь и философских изысков – хоть пруд пруди: «Вы незнакомы./ Но все, что происходило с ним –/ Сделало тебя/ Неузнаваемым для самого себя». Стихи и рисунки связываются и вписываются в единую книгу жизни. И не поймешь, где заканчивается словесная нить и начинается вхождение в интеракт с рисунками. И нить в рисунках – непрерывистый абрис, – как и в мире, все связывает. Словно указывает дорогу, распутывает графический путь мысли, свернутой до этого в клубок Ариадны-Марины, – и мы уже не сможем заблудиться в лабиринтах многосмыслового стихотворения: «Временные мысли занимают пространство/ откровения/ Временные люди играют роль/ незаменимостей / Временное жилье выдает себя/ за убежище/ Временность выдает себя за/ Безвременье». Для того и «вяжутся» стихи и пишутся рисунки – чтобы сохранять спокойствие в непростом мире. Многомерность стиха можно почувствовать в стихотворении «Русскость»: «Я верю в русских./ Русских всех племен./ Я верю в нас, рассеянных по свету./ За морем. За чертой./ Мы оживем / Великой русской лаской к человеку». Столица этого неспокойного мира, конечно, Москва. И она в гражданских стихах поэтессы – даже не «Третий Рим», а Помпея. Тогда и Марина уже – «помпейская кошка»: «Как кошка я предчувствую –/ Везувий/ Вибрирует./ Магнитный фон рябит┘»

Образность и детская непосредственность в стихах и рисунках подкупают: «Самолеты –/ Как небесные дельфины/ Мягким носом, словно мяч/ Толкают облако». И дает поэтессе поэтическую свободу. Строгая рифма «Пока еще стоит январь/ Я верю: судьбы поправимы» соседствует с раскованными верлибрами. И в самых проникновенных из них ясно звучит общечеловеческая песнь земли. Стихотворение «По утрам» хочется привести полностью: «Когда по утрам просыпаются мои братья –/ кусты и деревья, и у них в жилах течет рассвет,/ я ощущаю в своих сосудах/ радость птичьего горла, готового петь –/ как хотят мои руки купаться в ветре/ и петь песни травы, целующей Солнце!/ Я – один из твоих танцев, ликующая Вселенная,/ я – одно из твоих растений, земная семья./ Моя религия – радость дыхания,/ моя вера – верность живому,/ моя судьба – танцевать по утрам,/ когда все на земле забыли,/ как страшны люди./ Я – живая песня беспамятства цветущих».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1067
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1037
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1297
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1057

Другие новости