0
1494
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.10.2011 00:00:00

Утешение музыкой

Тэги: музыка, бах, книга


музыка, бах, книга

Анна Энквист. Контрапункт: Роман/ Пер. с нидерландского Е. Ассоян.
– М.: Текст, 2011. – 188 с. (Первый ряд).

«Контрапункт» – так называется роман голландской пистельницы и пианистки Анны Энквист. Здесь и особая форма повествования, и полифоническое сцепление разных тем: семья, дочь, музыка, «Гольдберг-вариации» Баха. Женщина садится за пианино. Начинает вспоминать, как сама разучивала «Вариации». Играла их с дочерью. Страница за страницей проявляется жизнь героев. Мать – пианистка, отец – дирижер. Дети – творение родителей. Но в мыслях женщины главенствует дочь. Даже сын в книге – «младший брат дочери».

Самый момент ее рождения. Мать и дитя перестают быть единым существом. Малышку окружает все больше и больше людей. Фрагменты из жизни девочки – как маленькие рассказы, законченные произведения. Кружок народного творчества. Танец в деревянных башмаках. Мать наблюдает за движениями детей. «Нужно помочь ей развязать чепчик», – думает она по окончании. Но справиться с тесемками дочке помогает подружка. Ребенок становится самостоятельным человеком и уже не так нуждается в матери. Четвертый Бранденбургский концерт Баха. Мать, дочь и сын сидят в зале. Мальчик, узнав в дирижере отца, выкрикивает: «Папа!» Тот оборачивается немного растерянно, машет рукой семье. Во время концерта дочь плачет. Мать ее обнимает: «Что случилось? Что-нибудь болит? Скажи». Она вздыхает: «Мама, это слишком красиво». Девочка хочет поступить в консерваторию, на вокальное отделение, но медосмотр выявил проблему со связками. Если много заниматься с логопедом, сможет продолжить петь, но – как любитель. Дочери двадцать семь. Работает в каком-то учреждении, мается от тоски. Мать переживает, но по совету отца «оставляет ее в покое». Кажется, дочь нашла наконец новое, по душе. Едет в офис, но┘ «Не удостоверившись в том, что дорога свободна, он повернул направо»┘ «Искореженный велосипед»┘ «Тяжелая травма головы, повлекшая за собой смерть»┘

«Высветление печали» – скрытая «мелодия» этой книги. Она витает в атмосфере, хотя поначалу ни слова о том, что произошло. Читатель может настроиться на совсем иное: семейная идиллия, душевный покой, женщина думает о счастье дочери, играет «Гольдберг-вариации» и вспоминает┘ Лишь один эпизод, ближе к концу, звучит тревожной нотой. Зимние каникулы, поездка на север всей семьей. «Дочь забирается на снежную горку. Ее сапог застревает между скрытыми под снегом каменными глыбами. Она падает». Перелом бедра, «скорая», поездка в больницу. Девочка проведет тут три месяца, пока нога не заживет. После этого и начинаешь чувствовать, что произойдет ужасное. Трагедия – гибель дочери – запечатлена в нескольких абзацах за восемь страниц до окончания романа.

Композиция книги слита с ее содержанием. Подобные истории о прошлом могли длиться и длиться. Где поставить точку, чтобы роман не превратился в «книгу воспоминаний», может подсказать чувство меры. Не от Баха ли эта соразмерность?


Музыка приводит в порядок ум и эмоции.
Владимир Маковский. Музыкальный вечер. 1906. ГТГ

Здесь много музыки. Воспоминания о дочери перемежаются углубленным вживанием в «Гольдберг-вариации». Читатель не обязан знать, что некогда русский посланник при Дрезденском дворе заказал это сочинение Иоганну Себастьяну для своего клавесиниста Гольдберга. Посланник часто хворал, страдал бессонницей. Клавесинист утешал его музыкой. И посланник обожал «свои» вариации. Они прельщали не только изначальной простотой и ясностью, но и виртуозностью композиторской техники. Ария. Тридцать вариаций. Каждая третья – канон. Сначала – канон в приму. Через две вариации – канон в секунду. Еще через две – в терцию. Далее – в кварту, квинту, сексту, септиму, октаву, нону┘ Словно идет отсчет: раз, два, три┘ и далее – до десяти. Но вместо канона в дециму («десять») – кводлибет, полифоническое произведение, «склеенное» из популярных мелодий. Бах выбрал две известные народные песни, чтобы сплести из них своеобразную музыкальную шутку. В арии есть что-то детское. Потом проступает изысканное, сложное и в то же время задорное, забавное. Женщина знает особую прелесть самой формы этого произведения: «Под конец ария зазвучала снова. Та же сарабанда – ни нотой больше, ни нотой меньше. Но была ли она тем же самым произведением? И да, и нет. Ноты были те же. Но ни исполнитель, ни слушатель не могли исторгнуть из памяти тридцать вариаций, прозвучавших между первым и последним явлением сарабанды».

Чтобы сыграть такую вещь, надо сосредоточиться. Музыка приводит в порядок ум и эмоции. Героиня находит нужные слова для воспоминаний – что-то вспомнила, что-то домыслила. Автор находит нужную форму для романа. Книга выстроена точно по Баху. Названия глав: «Ария», «Вариация 1», «Вариация 2» и т.д. до «Вариация 30, кводлибет» и «Ария da capo». Когда-то философ писал трактат «Утешение философией». Теперь прозаик создал роман, который можно было бы назвать «Утешение музыкой».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1250
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1194
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1431
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1176

Другие новости