0
1383
Газета Проза, периодика Интернет-версия

22.12.2011 00:00:00

Средневековый снег

Тэги: герман, интервью, режиссер


герман, интервью, режиссер

Герман: Интервью. Эссе. Сценарий. Книга А.Долина.
– М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 360 с.; ил.

У книги два автора: словоохотливо и ярко повествующий о себе Алексей Герман-старший и кинокритик Антон Долин, чуткий слушатель режиссера и внимательный зритель его картин. Речь Германа – фактурная, изобилующая острыми словечками и грубоватыми шутками. Эссе Долина написаны языком уравновешенным и прозрачным; кристально чистая оптика позволяет лучше понять вселенную Германа, рассмотреть мелкие, но важные детали и уловить узор целого, неразличимый вблизи.

В качестве бонуса прилагается сценарий Германа и Светланы Кармалиты «Глаз джунглей» по мотивам «Рикки-Тикки-Тави».

Рассказы Алексея Юрьевича волшебным образом воссоздают утраченное время. Счастья в нем было мало. Младенчество – конец 30-х, когда страх перед арестами был настолько велик, что не чувствовал себя защищенным даже отец режиссера, прославленный писатель, фаворит Сталина. От ребенка в семье Германов пытались избавиться еще до рождения, чтобы не калечить жизнь ему и не создавать обузы себе. «Воображаю огромный дирижабль и крошечное существо, которое в него вцепилось руками и ногами, не желая вываливаться. Я уже еле цеплялся, две руки, ногу и хвост отцепил, но меня оставили рождаться. Так и умудрился родиться – в рубашке и с петлей на шее». Затем – детство в пылающем от бомбежек Архангельске. Школьные годы в Ленинграде, когда пришлось овладевать боксом, чтобы отбиваться от хулиганов-одноклассников. Учеба в театральном и кинематографические мытарства. «Я был самым забитым человеком на «Ленфильме» – кто еще может похвастаться тремя картинами на полке?»

Итоги жизни неутешительные: «Трудные времена я прошел легко», но «ощущаю себя человеком несостоявшимся и, в общем, неполучившимся. Я растерян и одинок».

Такому настроению как нельзя лучше соответствуют визуальные эпиграфы из Брейгеля-старшего, предпосланные киноведческим очеркам Долина.

«Грязноватый северный снег вечной средневековой зимы» делает погоду в «Хрусталеве» и в «Хронике арканарской резни». Размышления о любви отражает картина «Две обезьяны», где прикованные цепями зверюшки с тоской глядят одна – на зрителя, другая – на оживленный порт. «Вавилонская башня» иллюстрирует тезис о том, что пространство фильмов Германа – огромная коммунальная квартира, мир, где уничтожены понятия частной собственности и личной судьбы, где все говорят на разных языках. Жители этого тесного универсума – люди лишние, неуместные, мелкие спутники неведомой планеты. Никак не герои. В фокусе – не люди, а время. Заглавный персонаж картины «Хрусталев, машину!» даже не появляется в кадре: это безликий адъютант, к нему обращена случайная реплика Берии, который, кстати, выглядит не дьявольским палачом, а заурядным бухгалтером. Так и у Брейгеля в «Падении Икара»: «На авансцене – пахарь с лошадкой, сзади зевака лениво поглядывает в небеса, а сбоку величавого парусника барахтается в мутной водице мифологический герой, рухнувший в волны вниз головой».

К сожалению, все эти иллюстрации «воображаемые», в книге почему-то не напечатанные. Зато тексты богато иллюстрированы кинокадрами, фотографиями из семейного архива и со съемочных площадок.

Сам Герман перед работой над «Двадцатью днями без войны» часами всматривался в подлинные снимки ушедшей эпохи, «погружался в чужие воспоминания, чтобы присвоить их, а потом оживить в движениях камеры и актеров». А для создания образа милиционера Лапшина побывал в темных катакомбах советских моргов и тюрем, общался с зэками, наркоманами, проститутками. Удивительно! Ведь «Мой друг Иван Лапшин» – картина пронзительная, но на редкость сдержанная: весь уголовный ад остался за кадром. Как и сталинский террор, хотя для Германа важно было показать не талантливого сыщика или неудачного влюбленного, а «человека из Красной книги», которого скоро убьют.

Сборник – отнюдь не окончательное подведение итогов. Точка в творчестве Германа пока не поставлена. Снимавшаяся около десятилетия «Хроника арканарской резни» по роману Стругацких «Трудно быть богом» на экраны еще не вышла. Правда, Алексей Юрьевич огорошивает заявлением, что разлюбил кино и жалеет, что стал режиссером, а не санитаром или кочегаром. Но не исключает, что напишет книгу или попробует себя в театре – ведь его путь начинался с постановок в БДТ под руководством Товстоногова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1347
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1288
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1520
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1252

Другие новости