0
948
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.03.2012 00:00:00

Модернизаторы и оригиналы

Тэги: памятник, подлинность, реставрация


Куда ни глянь – повсюду с безжалостной остротой стоит проблема подлинности. Копии, подделки и дубликаты заполонили все культурное пространство. И если статуи, картины или гравюры еще как-то худо-бедно сохраняются в музейных условиях при оптимальной температуре, правильном освещении и регулируемой влажности, то с некоторыми памятниками архитектуры или городской скульптуры просто беда. Они, несчастные, стоят веками под открытым небом, продуваемые ветрами и омываемые дождями – где тут сохранить 100-процентную подлинность? А ведь многие из этих зданий, мостов, станций метро еще и весьма активно эксплуатируются: по ним ходят люди, ездят поезда, машины. Обветшавшие фрагменты конструкции и декора требуют реставрации, а то и замены. В результате город постепенно превращается в музей новоделов, многие из которых, кстати, в путеводителях (адресованных «широкому кругу читателей») преподносятся как подлинные шедевры былых веков.

Вопрос подлинности памятников – сложный, едва ли не философский. Вот, к примеру, существует краеведческий штамп – «древние кремлевские стены». А если подойти к этой стене и просветить ее каким-нибудь волшебным рентгеном – сколько вы там увидите по-настоящему древних кирпичей? Да пожалуй, ни одного. Ну, разве что в фундаменте. Все потому, что стену много раз перекладывали заново. Конечно, это все делалось по историческим образцам, корректно и бережно, скажут ученые-реставраторы. Но, строго говоря, это уже не вполне подлинник конца ХV века.

О степени подлинности-неподлинности некоторых известных церквей и соборов даже и говорить не приходится: иные из них за 300–400 лет существования столько раз перестраивались, подновлялись и облагораживались, что уже от первоначального облика почти ничего и не осталось. Особенно если учесть, что до середины ХIХ века ни о какой научной археологической реставрации никто в России и слыхом не слыхивал.

В любом дворце или особняке, приспосабливаемом для современного использования, нужно устанавливать обогревательные батареи, прокладывать водопроводные трубы и оптоволоконные кабели, штробить (есть такой термин) стены под электропроводку. Начиненный всеми этими радостями евроремонта памятник теряет какую-то толику своей подлинности. Ведь электрики да водопроводчики сверлят старинный кирпич, вскрывают оригинальную кладку, облицовку, штукатурку, кровлю и прочее. Никаких розеток и выключателей этот дворец по первоначальному проекту Матвея Казакова не предусматривал. А любая модернизация есть локальная утрата аутентичности.

Вот и получается, что история переделок и перестроек некоторых архитектурных памятников со всеми напластованиями стилей, эпох и авторских почерков, не менее увлекательна, чем, скажем, текстологическая судьба какого-нибудь древнего летописного манускрипта, в который каждый безымянный переписчик вносил что-то свое, участвуя фактически в создании коллективного труда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1514
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1718
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1823
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4163

Другие новости