0
3184
Газета Проза, периодика Интернет-версия

21.06.2012 00:00:00

Охотники за скальпами

Тэги: маккарти, action, кровь


маккарти, action, кровь

Кормак Маккарти. Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе.
– М.: Азбука-Аттикус, 2012. – 384 c.

Кормак Маккарти писатель главного калибра, живой классик американской прозы. Критики называют его крупнейшим романистом нового времени и сравнивают с Уильямом Фолкнером. Наград у Маккарти не меньше, чем эпитетов: он обладатель Пулитцеровской премии (за роман «Дорога»), награды Фонда Джеймса Тейта, Национальной книжной премии (за роман «Кони, кони»). С Нобелевской, правда, пока не складывается, несмотря на номинации и позитивные прогнозы.

В России издавать Маккарти стали после успеха фильмов «Дорога» и – в особенности – оскароносного «Старикам здесь не место» братьев Коэнов. Но эти книги были после. Первую же серьезную известность Маккарти принес роман 1985 года «Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе». В 2006 году по результатам опроса среди писателей и издателей эта книга вошла в число величайших американских романов последней четверти XX столетия, расположившись в рейтинге на втором месте. И вот роман впервые вышел на русском языке в переводе Игоря Егорова.

Как и более известные книги Маккарти, текст «Кровавого меридиана» – готовый киносценарий. Бери и снимай. Кстати, в ближайшем будущем это планируют сделать. Даже диалоги в романе словно прописаны для голливудского вестерна. Читаешь и видишь лицо Джона Уэйна или Клинта Иствуда.

Рука сильно болит?

Тот прижал ее к груди.

Бывало и хуже.

Именно так: без прямой речи, тире или двоеточий. Из знаков препинаний Маккарти использует только точки, запятые и – редко – знаки восклицания и вопроса. Язык минималистичен, лаконичен и сух. Пространные размышления и затянувшиеся рефлексии сведены к нулю.

Проза Маккарти – классический образец стиля action, столь любимого американским авторами. Динамичный текст, разжимающийся как пружина, чтобы ударить в финале. Никаких передышек – только движение. Маккарти вообще очень любит интерпретировать гомеровский сюжет: его герои постоянно куда-то идут, что-то ищут, к чему-то стремятся. Так было в «Дороге», когда отец и сын шли по обледеневшей, заваленной шлаком пустыне в поисках если не счастья, то покоя. Так было в «Старикам здесь не место», где герой, нашедший чемодан с двумя миллионами долларов, убегал от безжалостного убийцы, блестяще сыгранным в кино Хавьером Бардемом. Так происходит и в «Кровавом меридиане».

В центре повествования шестнадцатилетний (сам он, правда, выдает себя за девятнадцатилетнего) парень, который в тексте обозначен просто как «малец». Мать рано умерла, отец – никчемный учитель. Малец уходит из дома в большой мир, который, несмотря на вполне реальное время, сильно смахивает на постапокалиптическую картину, данную Маккарти в романе «Дорога». Те же пепелища и остовы домов, обугленные, перекошенные лица трупов, банды и орды людей, больше смахивающих на зверей. Но это уже не мир после ядерной катастрофы, как в «Дороге», а местность между Мексикой и Америкой (Фронтир), где борются за выживание негры, мексиканцы, индейцы и белые американцы. Персонажи тоже еще те. В стиле Маккарти. Тут тебе и сумасшедшие проповедники, и одинокие отшельники, и нечистоплотные священники, и бывший работорговец, чья любимая игрушка – засушенное сердце негра. К одним из таких мракобесов и прибивается малец после того, как ловко управляется с вооруженным мексиканским барменом. В романе вообще сложно встретить невооруженного персонажа. Оружия хватает. Маккарти порой описывает его настолько подробно, что текст начинает напоминать инструкцию по применению.

Вся книга наполнена древним символизмом и библейскими мотивами с обилием аллюзий и цитат. Есть даже сам Сатана – абсолютно лысый, высоченный судья Холден, любящий цитировать античных классиков и распоряжающийся судьбой людей по своему усмотрению.

Все это выписано детально, на грани смакования, и под конец книги обилие жестоких, беспощадных сцен – содержание романа под стать названию, вот-вот руки, листающие страницы, станут липкими от крови – создаёт эффект перенасыщенности, когда к чудовищным вещам сначала привыкаешь, а потом начинаешь скучать.

Еще один недостаток романа – если оценивать его, что называется, по гамбургскому счету, а только так и можно оценивать произведения классика – отсутствие (или скорее недостаточное присутствие) гипнотизирующей ауры, атмосферности текста, которая и переводит отличные произведения в ранг великих. Внимание отвлекается, и порой хочется пробежать страницу глазами по диагонали.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту и недостаточную концентрацию, Кормаку Маккарти удалось создать не просто очередной кровавый вестерн, а своеобразную притчу о человеческой жестокости и алчности. Текст, напоминающий медицинское обследование. Жалобы, анализы (конечно, с кровопусканием), изучение результатов и, наконец, диагноз. К сожалению, неутешительный. Впрочем, как говорил еще один классик, «литература не может защитить ото зла, но может его описать». И это Кормаку Маккарти в «Кровавом меридиане» удалось блестяще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1432
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3705
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2085
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2358

Другие новости