Мария Галина. Медведки.
– М.: Эксмо, 2011. – 320 с.
Какое место в нашей жизни занимают мечты? В чем их назначение и как они соотносятся с реальностью? Ответы на эти вопросы очевидны для индивида, сформированного в эпоху «Сумерек богов», – реальность это то, что мы видим, мечты служат ориентиром для наших действий, поэтому для того, чтобы человеку не сбиться с пути, мечты должны соотноситься с реальностью. Иначе говоря: «Мечтай о том, что существует». Роман Марины Галиной ставит под сомнение эти очевидности. Она, как фарфоровую тарелку, разбивает эти истины и из полученных осколков склеивает мифическую основу мира. Полученная картина таинственна и иррациональна, как и те существа, которые, подобно медведкам, выбираются из-под обломков очевидности.
Сеня Блинкин – неудавшийся писатель, живущий тем, что переписывает известные произведения, вводя в них в качестве одного из персонажей своих заказчиков. Клиенты высказывают свои желания, а он подбирает для них подходящий сюжет. Таким образом, он овеществляет мечту – выступает своего рода волшебником. Причем делает это достаточно убедительно, так как его заказчики потом «вспоминают», что действительно «с ними так и было». И тут появляется трещина в обыденной действительности нашего мира.
Если прошлое существует только в памяти, то реальна только та его часть, которую человек помнит или считает, что это событие с ним происходило. Более того, если прошлое определяет будущее, то, стоит изменить в памяти события, происходившие в прошлом, изменится и будущее. Ну чем не магия? Но, занимаясь магией, можно вызвать и настоящего монстра. Ахилл в виде бизнесмена Сергея Сметанкина появляется перед незадачливым волшебником Блинкиным.
Сеня, овеществляя мечты своих заказчиков, сам, в свою очередь, является негативной фантазией своего отца. Блинкин-старший мечтал иметь другого сына. Реальный сын ему не нравился, он считал его ничтожеством и в результате получил сына-неудачника. Сеня страдает от этой нелюбви отца, он хочет, чтобы все было по-другому, и в результате его желание сбывается. Когда к нему является Ахилл с просьбой сочинить себе биографию, наш герой сознательно выдумывает, а бессознательно рассказывает ему историю своей семьи. И чудо происходит. Сергей Сергеевич Сметанкин становится улучшенным Сеней Блинкиным.
Вообще в «Медведках» чертой, объединяющей всех персонажей, является зацикленность на себе. Они видят только то, что хотят видеть, мотивы других людей объясняют через собственные желания. Это как пятна Роршаха – одни видят в них бабочку, другие летучую мышь, а на самом деле это всего лишь пятна. Поэтому, когда в романе появляются мистические персонажи Ахилл и Геката, они воспринимаются как люди. И это происходит не потому, что боги хорошо маскируются, а потому, что люди не верят в богов. Специфика же Ахилла как мифического существа состоит в том, что он может абсорбировать желания людей, превращаясь в то, о чем они мечтают. В идеального сына, как в случае с отцом Сени, или во вновь обретенного сына, как в случае с госпожой Левицкой – еще одним персонажем романа. Взамен Ахилл забирает жизни. Он и дальше бы продолжал свой путь, собирая желания и оставляя трупы, но его останавливает собственная мать – Геката. Она забирает его обратно – туда, откуда он пришел.
Собственно, сюжет об исполнении желаний – достаточно избитая тема фантастической литературы, поэтому сила романа не в ней, а в авторском переосмыслении роли желаний в человеческой жизни. Считается, что мечты служат положительной характеристикой человеческой личности. Человек с мечтой лучше человека без оной. Но возникает вопрос: а если мечта полностью завладевает человеком, он становится одержим ею, не уничтожит ли она самого человека? Мечта об идеальном сыне Блинкина-старшего разрушила жизнь реального сына. А погруженность в собственные фантазии Сени Блинкина привела его к отказу от мира реального. А может быть, погруженность в исследование хтонической сущности Ахилла привела к убийству Леонидом Ильичом Финке собственной жены, принесенной им в жертву Гекате и Ахиллу, а на самом деле никакого Ахилла и Гекаты не было, а был лишь сумасшедший с идеей фикс?
Этот вопрос автор оставляет открытым. Автор приглашает читателя домыслить и самому решить, что же было на самом деле. И это помимо прекрасного стиля увеличивает удовольствие от чтения и заставляет думать о «Медведках» и после прочтения романа.