0
1855
Газета Проза, периодика Интернет-версия

12.07.2012 00:00:00

Параллельный Платон

Тэги: стивенсон, анафем, фантастика


стивенсон, анафем, фантастика

Стивенсон Нил. Анафем.
– М.: АСТ: Астрель, 2012. – 928 с.

Планета Арб весьма похожа на Землю. В том числе и своей историей. На Арбе жил философ Фелен, которого так же, как Сократа, казнили; был Протес, который, подобно Платону, учил об идеальном мире чистых форм и понятий; существовал и Адрахонес, доказавший Пифагорову теорему. В современном Арбе пользуются мобильниками и автомобилями, способны полететь в космос. Но есть и отличия. Главнейшее из них: система монастырей-университетов, куда многие уходят на всю жизнь, чтобы заниматься науками и философией. Впрочем, мирская власть постепенно запретила все опасные научные исследования (ядерный синтез, генную инженерию), оставив на долю монахам-инакам лишь мудрствование над страницами вручную переписанных книг. Действительно, что может быть опасного, да и практичного, в размышлениях на тему, существуют ли независимо от нашего сознания абстрактные идеи, возможны ли другие космосы, не связанные с нашим, и возможно ли их познание, если все, что нам дается, дается с помощью органов чувств, принадлежащих этому миру?

Но тогда почему на борту появившегося над Арбом чужого корабля начертано доказательство теоремы Адрахонеса? Как один из инаков смог связаться с пришельцами? Пришло время мирской и научной властям объединиться, чтобы дать отпор инокосмическим незнакомцам.

Нил Стивенсон, как и всякий хороший писатель, предпочитает не эксплуатировать раз найденную тему, сочиняя бесчисленные сиквелы, а разрабатывать новые идеи. В «Лавине» он отдал дань уважения киберпанку; «Алмазный век» до сих пор считается лучшим романом, описывающем наше будущее с точки зрения нанотехнологий; «Криптономикон» рассказывает о становлении криптографии; а «Барочная трилогия» населена персонажами европейского Просвещения и разворачивает впечатляющую картину того, как делалась та наука, на которой основан нынешний мир.

Роман «Анафем», действие которого происходит на другой планете и даже в другом космосе, на первый взгляд наиболее фантастичен из произведений Стивенсона. Но только на первый. В действительности автор художественно интерпретирует некоторые из вполне земных философских и научных идей. По большому счету это платонический роман. Не в смысле описания духовной любви, а в смысле иллюстрации основных положений платонизма. Напомним их. Математические и геометрические сущности не принадлежат пространству-времени и не связаны причинно-следственными отношениями с материальной вселенной; тем не менее могут быть нами восприняты. Их восприятие не относится к разряду чувственных; оно интеллектуально, и есть особенность мыслящего мозга. В процессе размышления или диалога мы способны настроить свой мозг так, чтобы воспринять эти сущности, понять их однозначным образом и использовать в практических разработках. И все это верно для любых мыслящих существ в любых условиях.


Не так ли выглядит схватка представителей разных миров?
«Кит-носорог пожирает рака длиною в 12 футов». Рисунок из книги швейцарского ученого Конрада Геснера Fischbuch, 1598.

Кроме классического платонизма, который в XX веке применительно к математике разрабатывали Пенроуз и Гедель, Стивенсон широко заимствует идеи в смежных областях. Это феноменология Гуссерля («Мне в жизни не доводилось читать ничего труднее», – признается автор), учение о множественности миров Льюиса, монадология Лейбница. А еще многомировые интерпретации квантовой механики Дойча, гипотеза об иллюзорности времени Барбура, конфигурационное пространство Лагранжа… Как управляется с таким интеллектуальным багажом автор? С помощью архетипического сюжета и платонического диалога.

Еще Борхес говорил, что все сюжеты мировой литературы сводятся к четырем вариантам и их комбинациям. Одним из них является путешествие группы героев за сложным «квестом». Сразу вспоминаются классические аргонавты, но лучше сравнить «Анафем» с другой, не менее известной реализацией этого первосюжета – с «Властелином колец». Так же как у Толкина, у Стивенсона миру грозит опасность; чтобы предотвратить ее, в долгий путь отправляется компания друзей; события текут день за днем, вроде бы не суля ничего необычного, но по кусочкам складывая мозаику тайны и ее разгадки. Так же как у героев Толкина, у героев Стивенсона за спиной целый мир – со своими языками и народами, историей и обычаями. В лучших традициях такого рода романов к «Анафему» приложены летоисчисление и словарь; в Сети можно найти Википедию Арба, алфавит и грамматику его языка. Различие только в том, что героев Толкина сопровождали в пути древние легенды и песни, а героев Стивенсона – научные споры и философские теории, впрочем, не менее древние.

Весьма оригинальным представляется метод повествования – много ли можно назвать художественных произведений, где основным способом вовлечения читателя в сюжетные коллизии является философский диалог? Ведя (остро)умные диалоги, герои «Анафема» строят гипотезы и выбирают из них наиболее правдоподобные, применяют теории прошлых веков к актуальным событиям и в целом исследуют мир – как в той части, что уже известна, так и там, куда можно проникнуть одной только мыслью.

И вот тут роман Стивенсона становится если не доказательством, то великолепной фантазией на тему, способны ли мы установить контакт с тем, для кого, может быть, и самого понятия «контакт» не существует. Помнится, Станислав Лем придерживался по этому поводу крайне пессимистичного мнения. Его последний роман носит красноречивое название «Фиаско». В нем, как до этого в «Солярисе» и «Эдеме», люди терпят откровенную неудачу при встрече с внеземным разумом – этот разум оказывается уж слишком внеземным. Напротив, Стивенсон предельно оптимистичен. Можно, утверждает он, установить достоверный контакт с существами не только других планет, но и других, параллельных космосов. Пускай материя наших миров будет настолько чужда, что окажется неспособной вступать даже в химические взаимодействия. Зато тождественными будут математические и геометрические сущности, на которые и должны опираться в своем перводиалоге мыслящие разумы. Теорема Пифагора верна для всех космосов во все времена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1070
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2880
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2009
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1598

Другие новости