0
4502
Газета Проза, периодика Интернет-версия

04.04.2013 00:01:00

Анти-«Обитаемый остров»

Тэги: володихин, мастер побега, стругацкие


володихин, мастер побега, стругацкие

Дмитрий Володихин. Мастер побега. 
– М.: Астрель, 2012. – 380 с. («Обитаемый остров»)

Неизвестно, что задумывал Дмитрий Володихин перед написанием своего романа, но в результате у него получилось вовсе не продолжение «Обитаемого острова», а скорее «Анти-«Обитаемый остров». Знаковый роман братьев Стругацких, при всех своих литературно-художественных достоинствах, по сути дела, относится к столь популярным в наше время «попаданческим историям» – впрочем, как и многие другие известные нам шедевры мировой НФ. Ведь как выстроен сюжет книги советских фантастов: их главный герой Максим Каммерер случайно попадает на планету Саракш и, считая, что он здесь единственный землянин, пытается выжить в совершенно чуждом и незнакомом обществе. И читатель, естественно, смотрит на это общество глазами Каммерера, солидаризируется с его позицией представителя более развитого, более благополучного, более гуманного мира – Земли победившего коммунизма, подробно описанной Стругацкими в романе «Полдень, XXII век». И поэтому вполне логичным и разумным выглядит внешне неожиданный финал «Обитаемого острова», когда выясняется, что земляне давным-давно наблюдают за ситуацией на Саракше и стремятся изменить положение на планете к лучшему.
Володихин в «Мастере побега» вывернул ситуацию наизнанку. В книге, где даже названия частей сделаны под «Обитаемый остров» («Солдат», «Гвардеец», «Узник», «Мертвец»), главный герой не «наш среди чужих», а абориген. Судьба историка Рэма Тану дана автором на фоне краха старой Империи на Саракше и становления режима Неизвестных Отцов в том виде, в каком его знают читатели книги Стругацких. Но по мере чтения становится ясно, что вдохновлялся Володихин совсем не опытом предшественников (В котором, кстати, прекрасно разбирается, ибо вместе с Геннадием Прашкевичем написал биографию братьев Стругацких для серии «ЖЗЛ»). Источником вдохновения для писателя, как и в случае с его вполне оригинальным романом «Доброволец», послужили реальная Гражданская война в России и последующие события нашей истории (в том числе и хронологически более нам близкие). Трагические обстоятельства жизни Рэма Тану даны в унисон с трагическими перипетиями в истории его родины, которая, несмотря на усилия самых разных политических сил, только все глубже погружается в трясину хаоса и распада.

Даже на вымышленной планете революция страшна.	Кадр из фильма «Обитаемый остров», 2008

Роман «Мастер побега» вполне естественно завершается сценой гибели главного героя. И глубоко пессимистическая тональность книги обусловлена отсутствием в ней альтернативы в виде Земли будущего, решающей проблемы, которые губят Саракш. Да, агент Земли появляется на страницах – это хорошо знакомый читателям Стругацких прогрессор Лев Абалкин. Однако выписан он настолько схематично, что больше кажется бредом главного героя, нежели персонажем, способным вмешаться в ход дел на загибающейся планете (читай – в России). Автор «Мастера побега» не верит в реальную возможность решения наших проблем: что прилетят инопланетяне и все за нас сделают. А уверовать в фантастическое решение (что мы сами как-то справимся) ему мешает глубокое знание конкретных перипетий российской истории.
В отличие от «Обитаемого острова», роман Дмитрия Володихина – книга десятых годов XXI века, а не шестидесятых годов – двадцатого. Изменилась реальность, изменилась и литература, а особенно научная фантастика. Для творцов вторичных реальностей не прошли даром уроки разрушения иллюзий. Мессия не придет. Счастливого будущего не будет. «Красные», «белые», «черные» – только унылые фигляры на арене исторического цирка. Мир идет к краху. И если землянин еще может убраться в свой счастливый, выдуманный мир, то для аборигена, обитающего в более реальной реальности, остается лишь один маршрут побега – в смерть. Мрачноватый итог, но литературно выписанный очень качественно.
Конечно, разнообразные «пуристы» и фанаты вселенной братьев Стругацких могут критиковать «Мастера побега» за несоответствие отдельных деталей антуражу и хронологии «Мира полудня». Но, похоже, все условные «ляпы» были сделаны Володихиным намеренно. Для того чтобы лишний раз показать – перед нами не продолжение «Обитаемого острова», а совершенно самостоятельное по духу произведение, пусть и в узнаваемом литературном обрамлении.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1253
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3319
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1883
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2191

Другие новости