Наталья Земскова. Город на Стиксе.
– М.: ArsisBooks, 2013.– 342 с.
Для древних греков Стикс – река мертвых. А для современных жителей города-миллионника Перми – это бывшая речка Акулька. Новое – высокое – имя она получила высочайшим повелением 200 лет назад и недаром: на все, что происходило в Городе важного, раньше люди просили разрешения у Стикса. Он – городская «матрица», его «магический кристалл».
В Перми разворачиваются бурные и не всегда объяснимые разумом события остросюжетного романа – второго по счету – писательницы Натальи Земсковой.
Столица или провинция – вот в чем вопрос. Его – каждая по-своему – решают для себя героини романа: Жанна Фролова, длинноногая и белокурая, с неподражаемым чувством юмора и «Тойотой-Короллой» в активе; Галина Томина и Елизавета Кронина – небелокурые, недлинноногие и без «Королл». Все три – сотрудницы газеты «Городские новости».
Героини всматриваются и вслушиваются в этот Город, а он – в них и, «словно в насмешку, меняет свои маски». У него есть свой характер и свои странности: одних он выталкивает, гонит, других – засасывает, как трясина: «в отличие от мегаполиса он нуждается в людях». И Лиза Кронина, оставив попытки вырваться, все же завидует отбывавшему в Перми наказание Герцену, который «изначально знал свой срок». Срок ее ссылки в Городе Лизе неизвестен.
Но жизнь идет, и программу по поискам подходящего мужа никто не отменял. Перед нами, параллельно со странными и драматическими событиями, сотрясающими Город, разворачиваются то грустные, то захватывающие истории личной жизни трех подруг. Проходят вереницы их поклонников всех мастей: от «фруктового» магната или мага «мирового значения» до залетного дизайнера-серба или молоденького стриптизера. Корпоративные балы-маскарады, на которых происходят странные вещи, сменяют в романе замки современных Монте-Кристо.
Столица или провинция? Решали этот вопрос и теперешние представители городской творческой элиты: знаменитый балетмейстер Крутилов, гениальный поэт Водонеев, художник-сюрреалист Фомин, великий пианист Арефьев. Сейчас они знамениты, а когда-то приехали в Город из забытых богом углов и нищими студентами создали орден «белых рыцарей». Группка провинциальных гениев, они решили покорить мир, не уезжая из провинции; одержимые странным снобизмом, хотели опровергнуть «правило Москвы».
Им это удается, но «многослойный, асимметричный и закрытый, Город все же отторгает их». Потому что «он – «ворота в Азию, но еще больше – в собственную реальность, где все размыто и неясно, где все время меняются правила, и непонятно, где игра, где жизнь, а где одни миражи и обманы и где нужно быть настороже». В этой жизни тот, кто играет, как правило, выигрывает, говорит нам автор. Только цена выигрыша у каждого своя.