0
4373
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.02.2014 00:01:00

Блуждания в безумной мгле

Тэги: климова, безумная мгла


климова, безумная мгла Ох уж эти классики! Фото Владимира Захарина

Очередная книга Маруси Климовой, писательницы сознательно маргинального толка, переводчицы Селина, Жене, Гийота, Виттиг и других писателей, которых можно условно отнести к сфере трансгрессивной литературы. Смысл названия объясняется автором в самом начале – перед вступлением в чтение, – и объяснение подается в свойственной автору игровой манере: «Давно хотела назвать одну из своих книг «Безумная мгла», но абсолютно не представляю, как втиснуть это словосочетание в текст. Чтобы было хоть какое-то объяснение. Лучше всего, наверное, прямо так и начать: «Безумная мгла сгущалась». Иными словами, в заглавии, как, впрочем, и во всем предложенном читательскому вниманию спектакле, нет никакого уловимого и существенного смысла, нет, казалось бы, никакой задумки, нет стройности рассуждений, нет ничего. Из этого нигилизма и исходит автор, беря отрицание за отправную точку.

«Безумная мгла» написана в форме собрания дневниковых записей, «мыслей и опытов», однако, поскольку каждая фраза текста пронизана утрированно циничной игрой, кажется, будто дневник ведет не сама Климова, а некий изобретенный ею персонаж (что, конечно, может являться заблуждением). Он не то чтобы ненавидит окружающий мир и людей, его населяющих, он скорее не хочет и уже не может его терпеть – так здесь все очевидно, скучно и глупо. Но жеста открытой ярости, прямого романтического противопоставления себя бездушной толпе здесь нет – тон рассуждений предельно спокоен, чуждается какой бы то ни было аффектации. Поскольку никто и не предполагает делать какие-то открытия, как никто и не предполагает сообщить хоть что-то полезное. Умозаключения привычны, акт их фиксирования лишен смысла, но почему бы не записать!

Одним из главных объектов издевательств у Климовой обыкновенно становятся собратья по перу, как современные, так и забронзовевшие классики. Этой теме была посвящена целая книга – «Моя история русской литературы», эта же тема постоянно возникает в «Безумной мгле». Осмеянию подвергаются все, независимо от приобретенных до или после смерти регалий. Разумеется, в первых рядах встречается Пушкин, особенно его набившее оскомину «Я помню чудное мгновенье…»: «Абсолютно пустое и бессмысленное стихотворение, которое, между тем, почему-то совсем не хочется исправлять и улучшать. Не случайно ведь в свое время его почти официально и практически на всех уровнях признали совершенным».

книга
Маруся Климова.
Безумная мгла.

 – М.: Опустошитель,
Икар. 2013.
 – 420 с.

С точки зрения Климовой (или персонажа, ведущего этот эксцентричный дневник), «писатель должен любить только самого себя», но, к ее сожалению, «без опоры на так называемую традицию в лице умственно отсталых классиков и поддержки со стороны дегенеративных собратьев по перу любого гения просто-напросто сметут с лица земли конкуренты». Весьма непросто автору/персонажу существовать в неприятной для него среде, он принимается сбрасывать с парохода (не только современности, но и с любого другого парохода) чуть ли всех подряд, будь то Хармс или Чехов, Хлебников или Толстой с Достоевским и проч.

Случается, что в опале нигилизма Климовой оказываются противоположные, но вместе с тем довольно близкие друг другу явления. Так, в «Безумной мгле» неоднократно осмеивается религия, но параллельно критикуется и атеизм – автор поражается, с какой радостью люди стараются «оповестить человечество, что Бога нет»: «Подобное интонирование способно пробудить в тех, к кому обращены их слова, подозрение, что в силу своей испорченности и тяги к мирским утехам они стремятся выдать желаемое за действительное... И поэтому атеизм для них является точно такой же формой утешения, как религия – для простых людей».

Однако наиболее безрадостные мысли приходят в голову автору/персонажу дневника, когда он берется описывать (не вполне) светлое будущее искусства, дивный новый мир социума новой формации, «где не останется запретов и все права станут полностью соблюдаться»; где «книги и фильмы, созданные маньяками и извращенцами, тоже уже никто не будет запрещать», но они «окажутся неинтересны даже самым отъявленным девиантам, которые, став полноправными и нормальными гражданами общества, теперь не будут чувствовать абсолютно никакого сходства с авторами таких произведений». Такова жестокая, но вместе с тем ироничная, антиутопия Климовой. Впрочем, подобные блуждания в «безумной мгле» успели стать привычными и никого не способны удивить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1693
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1387
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1545
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1402

Другие новости