0
2367
Газета Проза, периодика Интернет-версия

03.04.2014 00:01:00

Кто живет в соседней комнате?

Тэги: степанов, женщина в соседней комнате


степанов, женщина в соседней комнате

Женщина чем ближе, тем лучше... Мастер школы Фонтенбло. Портрет Габриэль д’Эстре и одной из ее сестер. 1595. Лувр, Париж

Пожалуй, это одна из самых удачных книг Евгения Степанова. Самая читаемая – уж точно. Небольшие рассказы, мини-рассказы или «очень короткие», как значится на обложке, составили новую книгу поэта, прозаика, литературоведа, кандидата филологических наук. Впрочем, титулы не должны смущать – книга очень веселая. Хотя порой и грустная. А еще – поучительная. Как и наша жизнь. Только в несколько искаженном пространстве, под углом авторского взгляда. Механика ее во многом исходит из традиций обэриутов, конкретнее – Хармса, а еще – Чехова. Этакий симбиоз-синкретизм. Коллизия (чеховское) соединена с абсурдом (хармсовское). Это, разумеется, происходит не всегда, потому что схемы, шаблона, по которым написаны «очень короткие рассказы», – не существует. Это сценки из жизни, фантасмагории, миниатюры «на ходу». Парадокс только в том, что «на ходу» может получиться выигрышнее заранее запланированных вещей. Чуда в них больше.

Вот один из примеров про целителя Серегу:

«Ко мне в редакцию пришел в гости один народный целитель, по совместительству он писатель. Рассказывает, как он общался с Иисусом Христом.

Спрашиваю:

– О чем вы говорили?

– Да обо всем. Вот тут я похудеть собрался. Спросил Иисуса, что мне делать. Он ответил:

«Серега, прекрати есть котлеты!»

книга
Евгений Степанов.
Женщина в соседней комнате.
– М.: Вест-Консалтинг, 2014.
– 244 с.

Чего тут больше – иронии, парадокса, писательской сумасшедшинки или усталости? Я заметил – в большинстве рассказов Евгения Степанова ощущается усталость. Усталость романтика. Или бывшего романтика, которого жизнь огрубила, обтесала, засунула совершенно в иное тело. И усталость читается на внутреннем слое, между строками.

«Мы едем в метро, на эскалаторе. Я стою внизу и смотрю в ее голубые огромные глаза. Я понимаю: эта женщина совершенна. Когда мы приедем домой, мы займемся чудовищным развратом. Это продолжается уже много лет.

Я не знаю, как относиться к самому себе».

Усталость и ностальгия. Желание запечатлеть самые прекрасные, дорогие моменты в жизни. Все эти черты следуют из классической русской литературы – мысли о душе одновременно с развлекательным моментом. Исторически сложилось, что на Западе развлекательная литература развивалась параллельно с литературой духовно-философской (Дюма и Ницше). У нас же весь спектр проблем нередко умещается в одном произведении (Достоевский), что справедливо изучается многими поколениями критиков. Парадокс: небольшие по объему «Маленькие трагедии» Пушкина породили сотни страниц критических осмыслений, собранных под одну обложку Непомнящим. Я не хочу сказать, что «Женщину в соседней комнате» ждет аналогичная судьба – пути текста неисповедимы, но некоторые миниатюры – слепки века – имеют все для того, чтобы остаться в литературе. Какие-то в качестве анекдота, характеризующего поколение, какие-то как отражение душ людей, живущих в обездуховленное время.

Пищи для ума действительно много. Книга Евгения Степанова полифонична: в ней слышны голоса множества людей, слышны голоса времени, даже больше – Москвы. И если Гиляровский писал «Москву и москвичей» по лекалам своего времени, Степанов создает москвичей своих – женщин (женщин много), коллег, незнакомцев, попавшихся ему на глаза и ставших знакомцами таким образом. Нелюдимость века, неграмотность, падение культуры также не проходят незамеченными (а сколько у Гиляровского миниатюр о подобных персонажах своей эпохи?). Приведем характерный эпизод из «Издательских будней» – раздела книги:

«Звонок в редакцию.

– Здравствуйте, я написал 4232 сонета. Хочу у вас в журнале напечатать.

– А вы какие сонеты пишете – французские, английские, итальянские?

– Вы что, издеваетесь? Я русские сонеты пишу».

Это ли не симптом 1990-х – нулевых?

Футурологическая хармсовская традиция, о которой мы сказали вначале, проявляется в разделе «Ж/д и Евгений Викторович». Рассказы – как верлибры. Абсурд как инвариант.

И стяжки времени – от хармсовского в настоящее. Есть и отголоски лианозовской школы, проявляющиеся, в первую очередь, в намеренном опрощении, отказе от «плетения словес». Синкретизируя все это в авторском стиле, Евгений Степанов выводит новый рассказ, помещенный в новые локации, вневременной:

«Казанскую ж/д на самом деле проектировал поэт-архитектор-авангардист Евгений Викторович.

Одну станцию он назвал «Панки», а другую «Хиппи».

Но проект не утвердил товарищ Сталин.

– Пусть лучше будут «Панки», а не «Панки», – сказал он на заседании Политбюро. – Поляки, паны, конечно, люди вредные, но все-таки славяне. «Хиппи» тоже не подойдет. Пусть лучше будет «Малаховка».

Так и сделали. Евгения Викторовича пожурили, но не расстреляли, потому что он ранее успешно переводил стихи товарища Сталина».

И еще несколько сотен рассказов. Поучительных. Грустных. Смешных. Абсурдных. Для того чтобы завершиться словами о счастье – женщина в соседней комнате. Женщина. И автор счастлив. Потому что она есть. А если есть она, есть и все остальное. В этих системах координат она – бог.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1116
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3037
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1713
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2061

Другие новости