У многих читателей сборников есть одна характерная привычка – читать подборку текстов «по-арабски» – то есть начинать знакомство с последним из напечатанных произведений, постепенно продвигаясь к первому. Хотя бы из чувства свободы и противоречия – «мне составитель не указ». А вот со сборником Terra Sacralis (на «языке родных осин» – «Священная земля» или «Территория священного») так лучше не поступать. По одной простой причине – в конце сборника, состоящего из рассказов и повестей, находится чисто литературоведческая статья критика и писателя Дмитрия Володихина «Христианский реализм». Поэтому ее слишком легко воспринять за «директивную» и вроде бы разъясняющую подход, использованный при комплектовании Terra Sacralis.
А ведь в статье автор, анализируя реально существующее литературное явление, пишет: «Христианин не должен выделять любое проявление сверхъестественных сил, соответствующее его вероисповеданию, из привычной реальности лесов, домов, дождей, канализационных труб и ржаного хлеба. Как в жизни, так и в литературе. И если литератор вводит в текст появление святых на грешной земле, Божье вмешательство в дела людей, проделки бесов или сошествие ангелов, то ни он сам, ни его читатель (коли читает его другой христианин) не должны сомневаться: все это реалистическое письмо. Христианский реализм. Ну а в случае, когда читатель не входит во всемирную христианскую общину, он будет воспринимать подобную художественную практику как сакральную (мистическую) фантастику христиан. Таким образом, оценка художественного метода «христианский реализм» – приятие его или непринятие – зависит от оценивающего субъекта».
Я, как «оценивающий субъект», вначале и настроился на восприятие всех текстов сборника как «христианско-реалистических». И оказался разочарован. Только часть из них может быть так оценена. Большинство же произведений в Terra Sacralis лучше было бы охарактеризовать другим термином – «сакральная фантастика».
Даже в произведениях самых христиански настроенных авторов чисто фэнтезийные антуражные элементы явно преобладают над христианской подоплекой. В некоторых же (вроде рассказа самого Володихина «Маяк Хааргад» или Дмитрия Богуцкого «Как играть в мяч с тэнгу») о христианстве вообще не сказано ни слова. Чистое фэнтези, и все тут. При этом в Terra Sacralis, конечно же, есть и тексты христианского исторического реализма (рассказы Сергея Алексеева «Змей и крест», Наталия Иртениной «Чудское городище»).
Однако, при некоторой эклектичности, сборник получился на редкость удачным. Придирчивый читатель обнаружит здесь интереснейшие тексты на самый разный вкус: например, почти научно-фантастического «Львенка из Эшнунны» Володихина, сказочную стилизацию Евгения Ватаманюка «Кровать для больного корью» или изящно написанную «историю с привидением» Ольги Мономах «Людмила».
Возможно, некоторым перебором может показаться включение в подборку очень большой повести (или даже небольшого романа) Анны Ветлугиной «По ту сторону дерева», занимающего половину Terra Sacralis. Впрочем, сам текст, посвященный противостоянию христианства и язычества в некоем выдуманном фэнтезийном мире, у молодого, но многообещающего автора получился любопытным и увлекательным, интересным. И кому-то из читателей его объем может показаться, напротив, недостаточно обширным.
Несомненно – для любителей фэнтези и литературной мистики странствие по просторам «Священной земли» окажется весьма и весьма занимательным.