0
2671
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.05.2015 00:01:00

Сила незримого

Тэги: проза, россия, скворец, офирское царство, голосов овраг


проза, россия, скворец, офирское царство, голосов овраг Птица кричит по-человечески. Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. 1896. ГТГ

Борис Евсеев. Офирский скворец: Повесть. Журнал «Юность» № 1–3, 2015

«Офирский скворец» – история о нас и о нашем будущем, которое не все могут себе вообразить. Ось, на которой держится мировоззрение автора, невероятно оптимистическая. Невзирая на извороты и выкрутасы судьбы, герои все-таки приходят к пониманию важности и ценности «невещественного» бытия.

С первых строк повести мы наблюдаем игру звуковой стороны слов, таких, например, как «скворец» и «сквернавец». Схожесть звучания и несхожесть смыслов помогают автору точно разделить птиц и людей по качественным характеристикам: «низко-высоко». Люди по сравнению с птицами являются «низкими»: «Нынешний человек – пыль, грязь и скотские помыслы, ложное оппозиционерство и ни на грамм чистого искусства!»

В то же время птица кричит по-человечески, а одна из глав повести имеет символичное название: «Говорящие птицы, мычащие люди».

В начале повести действие происходит в смирительном доме, который и призван обуздать, «смирить» беспокойный характер одного из главных персонажей – Ваньки Тревоги, «колоброда», прожектера, талантливого рассказчика баек и историй: «Призывал Тревога российских и иностранных подданных основать новое государство на острове Борнео».

В характере реального исторического лица, Ивана Тревоги, мы видим смесь авантюризма с мечтательным, но и сильным духом. Символика фамилии героя раскрывается в различных образах, охватывает текст целиком, создает глубинный и ключевой смысл. Иван Тревога является одновременно процессом, состоянием природы и обозначением душевных смут. Имя-состояние выявляет также скрытую сторону характера героя: «Как же нам с тобой теперь существовать, Тревога? Без тебя скучно, с тобой страшновато». В целом же имя, как оттенок смысла, «тревожит» всех героев повести, являясь некоей предпосылкой «Офирского царства» – «Тревогинского царства».

Что делает Тревога на самом деле? Сочиняет прожекты и сказки, но делает это так красноречиво, что под его обаяние попадает сама Екатерина II, которая относит его преступления на счет молодости.

Борис Евсеев объясняет большое значение Ванькиного характера для истории России: «Часто одни только пролазы и темнилы подмогой русскому духу были. Двигали они наш дух вперед, воздымали его ввысь, наполняли творческой энергией. А сами потом в сторонке отдыхали. Хорошо, если все ими сделанное доставалось святым. А то ведь – чинушам!»

Своим характером озадачен и другой герой повести – Володя Человеев. В соединении этих двух героев, Тревогина и Человеева, мы получаем эмблему «тревожный дух человека».

«У меня характер странный, – жаловался Володя скворцу. – Русский-то он русский, но чего-то истинно русского ему вроде недостает. И главное, чую, не воспитать мне в себе это недостающее».

По мере движения сюжета мы погружаемся в «глубину текста», во все эмблемы автора, наполненные до края онтологическим содержанием.

Одна из знаковых эмблем – «узнавание тайного». Она объединяет разные сцены повести и совершенно непохожих друг на друга героев: скажем, ученого скворца и обер-секретаря Тайной экспедиции Шешковского.

Скворец в повести – птица-проводник и транслятор мыслей Ваньки Тревоги: «Взял и подучил скворца нести околесицу про Тайную экспедицию, про Голкондское да про Офирское царство...» А цель, которую преследует герой, – желание соединить времена: «Ванька скворца в Голосов овраг со своим подручным отправил. Чтоб там птицу для будущих времен сохранить. Дабы мог скворец в будущих временах против нынешнего правления свидетельствовать».

«Узнавание тайного» подчас оборачивается для героев несчастьями, например, «тайной комнатой» Шешковского. Эта комната олицетворяет муки подследственных и «любовь» к ним обер-секретаря: «Всех их люблю, до шпыня последнего! В их же мучениях их и люблю». Но неслучайно «тайная комната» ведет вниз, под землю. Возникает аллюзия погружения в ад.

Однако главная задача Шешковского – сокрытие мыслей времени и настоящей правды хода дел. Правда, в то же время очевиден его жадный интерес к словам скворца: «Сам истории про Офир слушать желаю!»

Другая яркая эмблема текста – Голосов овраг. Этот локус перемещения во времени, Борис Евсеев характеризует как «место сырое и место странное». Люди проваливаются в некую «расселину», а по возвращении уже не могут жить как прежде. Финал их трагичен: «Есть в овраге расселина! В каковую, по секретным записям, и татарские конники, и стрельцы сотнями, и дворцовая стража десятками, и обычный люд не единожды и не дважды проваливались. А потом – когда через двадцать, а когда и через сто лет – живы-живехоньки в Голосовом овраге обнаруживались».

«Возвращение времени» в повести неуместно и странно: «Не вернутся они по-настоящему. Здесь так уже бывало. Полусотня стрельцов провалилась когда-то. А через сто лет выступили те стрельцы наружу. Да только вскорости все померли. Не выдержали перемены лет».

Автор говорит о разных проявлениях расселины, в том числе и научном. «Расселина» – образное представление провала, щели. Она опасна тем, что не только издает голоса, забирает людей на долгие годы, но и хранит весь ненужный сор. Дана людям расселина за грехи, поскольку замедляет время, делает его невыносимым для человека, «медлительным», «кишкомотным». Таким образом, расселина является метафизически заполненной пустотой, в которой протекают уникальные временные процессы.

Обратимся снова к «офирскому» скворцу. Важной чертой является правдивость птицы: «Ни историческое прошлое, ни историческое будущее, как это повсеместно принято, скворец не перевирает!» От слов птицы персонажи вздрагивают, ежатся. Скворца постоянно воруют или он сам улетает. Кто только не ловит скворца: Шешковский и разыскатели Тайной экспедиции, Володя Человеев, актеры Театра Ласки и Насилия. Неподобающее отношение людей к священной птице и приводит к ее утрате.

Но остается Офир как преодоление любого фатального исхода. Это свет, который освещает даже мучения. Есть характеристики, без которых Офир невозможно вообразить. Это свобода, простор, широта. «Простор – есть воля! Воля – есть простор! Вольность России – в просторе великом. И свобода там же. Простор уничтожает любую несвободу».

В Офире – тонкие помыслы, радость эдемского единения людей и животных, отсутствие денег и власти: «Такое птичье-человечье, летучее царство самое приманчивое для русского человека и есть! Вот только где оно – пока никто не толком понял».

Становится ясно: повесть Бориса Евсеева «Офирский скворец» – о невещественной Земле, о неуловимой тайне, о силе незримого, об Офире, который находится то ли на границе разума, то ли в речах «офирского скворца», то ли в расселине времен. Но отражения Офира, погоня за ним и есть тот путь, который возносит нас над пустотой и бренностью мира.

Барнаул


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
856
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
876
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1131
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
923

Другие новости