0
3943
Газета Проза, периодика Интернет-версия

06.08.2015 00:01:00

Унесенные из России

Тэги: проза, семейная сага, россия, советский союз, москва, большой театр, сша, ньюйорк, михаил булгаков, гоголь, хармс, арам хачатурян, эдуард шеварднадзе, юрий лужков, ходорковский, гусинский


29-6-02_t.jpg
Елена Котова. Период полураспада. Роман века.
- М.: Вече, 2015. – 352 с.

Это четвертый роман московской писательницы. И он подчеркивает своеобразие ее художественного почерка – ни одно из произведений этого автора не повторяет жанр предыдущих.

Творческий дебют «Легко!» – ироническая мелодрама. За ней последовали триллер «Третье яблоко Ньютона» и озорная фантасмагория «Акционерное общество женщин», в духе Гоголя, Булгакова и даже Хармса.

Новый роман поначалу хочется отнести к жанру семейной саги, ныне подзабытому, а когда-то очень распространенному. И действительно – там разворачивается история русской семьи Кушенских-Котовых на разбеге в 100 лет: от идиллии дворянского дома в Тамбове в первый день ХХ века до небоскребов Нью-Йорка в первый день ХХI столетия. История наполнена зигзагами судеб героев, их личными драмами и испытаниями, посланными им временем и страной. Сквозная драма романа – это схватка между временем и любовью. Время рушит, любовь хранит. Время течет из прошлого в будущее, любовь наделяет будущее всем лучшим из прошлого.

В бесконечном полураспаде некогда большой семьи глухим эхом отражается полураспад и метаморфозы государства, в котором происходит романное действие, доходя до неожиданного и вместе с тем неизбежного финала – едва знакомые друг с другом мальчики пятого поколения оказываются унесенными из России в Соединенные Штаты. Старинные часы на обложке книги вместе с московским Большим театром и нью-йоркскими небоскребами графически передают эту причудливую внутреннюю связь семейной истории с историей России. И обо всем этом Елена Котова пишет эмоционально, душевно, с огромной любовью к своим героям, чуть ли не буквально следуя завету булгаковского Максудова – «героев своих надо любить».

Но не во всем автор следует исключительно канонам семейной саги. Житейская история поднята Еленой Котовой на уровень философско-исторического произведения, она правдива и намеренно документальна, местами хроникальна. Иными словами, сага эта необычная, модернизированная – и по построению, и по набору художественных приемов, и по языку. Сложнее сказать однозначно, сумела ли писательница сбалансировать приемы разных жанров. Философские ноты романа то и дело заглушаются его лиричностью, напряжение мысли уступает место сопереживанию. Это добавляет красок в ткань повествования, но в некоторых случаях оставляет ощущение недоговоренностей. Автор заставляет своего читателя то думать, то чувствовать, осложняя восприятие. Язык романа эволюционирует не только в зависимости от времени повествования, что было бы бесспорным достоинством, однако его движение в последних частях романа – о современности – иногда достигает темпа скорописи. Его документальная лаконичность не всегда на пользу восприятию драматизма событий и раскрытию характеров героев.

Иными словами, Елена Котова в этом романе остается верна себе. Она отважно смешивает жанры и даже стили, пытаясь создавать собственные формы. Это новаторская литературная работа, в художественную ткань которой автор смело вплетает документальные страницы, все персонажи второго плана названы реальными именами. Читатель встречает на страницах книги живописца Александра Моравова, композитора Арама Хачатуряна, политика Эдуарда Шеварднадзе, мэра Юрия Лужкова, бизнес-магнатов Ходорковского, Гусинского. И наконец, он встречает и самого автора, который превращается в героиню последней части книги, окруженную близкими ей реальными людьми. «Надо обладать немалой отвагой, чтобы без ущерба для художественности не отступить от документальной основы, – пишет по этому поводу автор предисловия историк и публицист Николай Злобин. – А такой соблазн всегда есть. Ведь додумывать за вымышленных персонажей всегда легче и безопасней».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
1134
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
1738
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
1495
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
1369