0
2387
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.08.2015 00:01:00

Эфраим Циркис

Леонид Подольский

Об авторе: Леонид Григорьевич Подольский – прозаик, публицист

Тэги: проза, иудаизм, музыка, антисемитизм, дело врачей великая отечественная война, хаванагила


природа
И слушали его горы, никли ели и сосны,
склоняясь к скрипке, а снежные вершины
пускались в пляс.
Фото Андрея Щербака-Жукова

Скрипач Эфраим Циркис не меньше, чем Мотя Блох, слыл среди родни человеком легендарным. Начать с того, что вся ветвь Циркисов, родственников со стороны рано умершей бабушки Бейлы, которую Леонид никогда не видел, разве только на фотографии, то есть родители Эфраима, его дедушки и бабушки, стали первыми среди родни, переселившимися в коренную Россию, на Волгу, в Саратов. Причем переехали они не по своей воле, а по жестокому распоряжению Ставки, массами депортировавшей евреев в Империалистическую войну из приграничной полосы и даже на сотни километров из прилегающего тыла. «Увели их в новый Вавилонский плен», – сказал однажды папа.

В Саратове Циркисы и остались, старшие – навсегда. Эфраим же родился через год после депортации и, как говорили, со скрипкой в руках. Семейное предание гласило, что в тот момент, когда повитуха приняла на руки младенца, огласившего комнату необыкновенно громким и одновременно мелодичным криком, и стала перерезать пуповину, его отец Янкель Циркис, клезмер в шестом поколении и по совместительству аптекарь, от волнения выскочил на крыльцо и увидел над домишком облако, напоминавшее по форме мальчика, державшего в руках скрипку. И будто бы услышал из облака мелодию «Хава-нагилы». Причем, по его уверению, не только музыка, но и слова звучали из облака: Давайте-ка возрадуемся, Давайте-ка возрадуемся да возвеселимся!

Давайте-ка споем!

Давайте-ка споем 

да возвеселимся!

Просыпайтесь, братья!

Просыпайтесь, братья, 

с радостью в сердце!

А было это года за полтора до Идельсона, славного автора, впервые исполнившего эту песню на знаменитом концерте в Иерусалиме в честь прихода англичан и декларации благородного Бальфура.

Когда потрясенный Янкель Циркис вернулся в свой маленький дом, повитуха, улыбаясь во весь свой щербатый рот, протянула Янкелю младенца и провозгласила: «Этот точно будет великим музыкантом. Я столько уже принимала. И писателей, и поэтов, и банкиров, и раввинов. А этот особенный. Посмотрите на его пальчики. Такими только на скрипке играть. А голос-то. Сладкий, как мед. Словно у хаззана».

Двойное это пророчество начало быстро осуществляться. В три года Эфраим еще не мог удержать в руках скрипку, но уже водил по струнам смычком, извлекая из них такие проникновенные звуки, что все кругом плакали или бросались танцевать фрейлекс, а раввин говорил, что скрипка  это еврейский инструмент даже намного больше, чем итальянский. Эфраиму было далеко до четырех лет, а он уже играл перед красноармейцами, и так играл, что эти давно огрубевшие, очерствевшие, усталые люди, много месяцев, а то и лет не видевшие родных, привыкшие к смерти, боли и крови, начинали плакать или улыбаться и мечтать о своей несбыточной коммуне, о полузабытых женах и детях, а самый главный, их командующий комиссар в кожаной тужурке и пенсне, похожий на Троцкого, с давно стершейся из памяти еврейской фамилией, велел родителям Эфраима и дальше учить мальчика игре на скрипке, чтобы вырос из него первый красный скрипач и чтобы создавал он новую пролетарскую музыку, потому что от старой, буржуазной, со временем придется отказаться.

И родители учили. Сначала сам Янкель Циркис, а потом и знаменитый на весь Саратов кантор Абба Ковнер. Учение не пропало даром: когда в восемь лет безбожники заставили Эфраима играть на йом-кинурнике, он так играл, так водил своим смычком, будто вовсе не маленький Эфраим, но сам гнев божий обрушился на греховодников и куски некошерной пищи не полезли им в глотку. Будто буря, посланная Господом, заставила их рыдать и, каясь в безбожии и в принесенной свинине, бежать из синагоги.

После этого случая о маленьком Эфраиме заговорил весь Саратов. Между тем он быстро рос и игра его стала такой зрелой, что в Саратове больше не находилось достойных учителей, пришлось отправить Эфраима в Москву к очень дальним родственникам. В столице, рассказывали, Эфраимом восхищался сам молодой Ойстрах и даже пожелал играть вместе с ним на концертах.

К тому времени не играли больше клезмеры на еврейских свадьбах и бармицвах, не летали от радости в зажигательных танцах легконогие танцоры, да и самих клезмеров, прежних, не стало. Пустели местечки, закрывались синагоги, не стало больше прежнего еврейского веселья. И сами евреи продержались в диаспоре почти две тысячи лет, из них сотни лет в украинских, белорусских и литовских местечках, охраняемые сначала статутами, а потом унизительными законами, погромы пережили, но вот наступила запоздалая российская гаскала... Эмансипация перед катастрофой... Ассимиляция... Возможно, в другое время Эфраиму предназначено бы было стать великим клезмером от Балкан до Карпатских гор, от Дуная – по обе стороны Днепра и от Одессы до Вильно. Сейчас же Эфраим Циркис, в 20 лет окончив консерваторию, колесил со своей скрипкой по необъятной советской стране: выступал с концертами соло, с ансамблями, с оркестрами и в кино играл – поднимал дух строителей социализма. Приходилось все больше играть классику да могучую русскую музыку, хотя  и в городских романсах, и в песнях, и даже в блатных напевах все сильнее проскальзывала еврейская душа. Лишь изредка играл он еврейские мелодии, которые особенно любил с детства. Вроде не запрещалось, но  неловко как-то. Косо могли посмотреть. И, бывало, уходил куда-нибудь в рощицу или в лес, отдыхал на Кавказе, в горах: вот среди гор и играл. И слушали его горы, никли ели и сосны, склоняясь к скрипке, а снежные вершины пускались в пляс.

«Что здесь? Свадьба!» – вспоминал Эфраим Циркис рассказы отца. – «Свадьба! Свадьба!»  и летал по струнам смычок, и в одиночестве радовалась воспоминаниям скрипка. Только лес шумел. И склоняли к Эфраиму деревья свои штраймлы-кроны и плакали, что не стало больше старинных еврейских свадеб...

Много где играл Эфраим Циркис. И всю войну прошел со своей скрипкой: выступал в госпиталях, на фронте и перед тружениками в тылу. Бывало, по обе стороны фронта заставлял солдат плакать. И замолкали на время пушки. И так случилось, после освобождения Киева пришел он к Бабьему Яру. Пустая, горькая, израненная, страшная, лишь кое-где припорошенная снегом земля-грязь встретила его. И пела скрипка, и рыдала скрипка...

С тех пор Эфраим Циркис особенно полюбил уединение. Уходил куда-нибудь в лес или к реке, удалялся на дальний пустырь, прятался в неурочные часы в безлюдном концертном зале – и играл. Что он станет играть, он и сам не знал. Доверялся своей руке и своей душе, сливавшейся в этот момент со скрипкой. Смычок сам извлекал печаль, звуки сами сплетались в мелодию. Плакала, рыдала скрипка...

Иногда Эфраим записывал свои мелодии, отсылал друзьям, исполнял; говорили, что это была великая музыка. Но издавать свои сочинения Эфраим не пытался, лишь хранил ноты. Победившей стране требовалась другая мелодия: бравурная, духоподъемная. Требовалось славить вождей...

За много лет до того, как семья Циркисов не по своей воле покинула навсегда черту оседлости, среди убогого, наспех собранного скарба находилась и книжка Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды». Мальчиком Эфраим много раз перечитывал эту трогательную книгу – понимать еврейскую азбуку, читать и писать на идише научил его дедушка, мамин отец, бывший кантор в синагоге. Эфраим словно догадывался, что «Блуждающие звезды» – это про него и про Рахель.

Рахель была артисткой на все руки – и певицей, и танцовщицей  в ГОСЕТе, красавицей с огромными голубыми глазами. Она мгновенно сразила Эфраима, едва лишь он впервые увидел ее на сцене. Он дарил ей цветы, играл перед ней полные страсти и огня пьесы, фантазии и каприччио, но, увы, оказалось, что она замужем и  недоступна. Она тоже любила его, это Эфраим узнал позже,  но близко к себе не подпускала: боялась совершить грех. Словно блуждающие звезды у Шолом-Алейхема, они расставались много раз, теряли друг друга, виделись лишь изредка издалека. Рахель старательно избегала Эфраима. Будто две звезды, перемещавшиеся в пространстве по разным орбитам. В 41-м вместе с театром она эвакуировалась в Ташкент, и два с лишним года они не виделись. Он и она выступали перед солдатами на фронте, но так получалось, что все время в разных местах.

О, это была такая любовь!  В детстве Леничка слышал, как об Эфраиме с Рахелью шепталась сестра. Будто не о родственниках, хоть и дальних. Будто история из Шекспира. Из другого времени. Из сказки. Леонид давно не помнил, с кем шепталась сестра, что именно они говорили, осталась только ассоциация: Эфраим и Рахель – Ромео и Джульетта из XX века!

Но у этих Ромео и Джульетты все свершилось. Муж Рахели, Алик, майор, в 45-м погиб под Берлином. Расписались они только через два года, чуть ли не в тот же день, когда родился Леонид. Но еще раньше, в победном 45-м, Эфраим стал играть в оркестре в ГОСЕТе – он всегда мечтал исполнять еврейские мелодии. И  ведь рядом с Рахелью. А с другой стороны, какой еврейский театр может быть без скрипки?

Увы, история Ромео и Джульетты не могла долго оставаться счастливой. Словно весь мир объединился, чтобы им помешать. Ну пусть не весь мир, но сам oтец народов.

Эфраим по-прежнему каждый вечер играл на скрипке, заманивая Рахель в свои горячие объятия; в убогой своей комнате в коммуналке они еще были счастливы и жили, как бабочки, ночи напролет шептали слова любви и не думали ни о каком космополитизме. Рахель, цветущая от любви, прекрасная, словно Юдифь или Эсфирь, с каждым днем становилась все красивее и грациознеe – в эти месяцы накануне января 1948 года и в первые январские дни она, как никогда больше, радостно порхала от счастья; и в театре по-прежнему ставили веселые «Фрайлекс» и «Гершеле Острополера», когда, словно гром среди ясного неба, грянула страшная весть: в Минске убили Михоэлса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1362
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3245
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2339
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1873

Другие новости