0
3191
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.10.2015 00:01:00

Две стратегии счастья

Тэги: глянец, проза, сад, чехов, счастье


глянец, проза, сад, чехов, счастье Вспоминая лето... Ловис Коринт. Лежащая нагая. 1899. Художественный музей Кунстхалле, Бремен

Прошедшее лето порадовало нас двумя «литературными» номерами двух крупных глянцевых журналов – погрузить читателя в прекрасное рискнули журналы Esquire и Snob. Главная и единственная проблема подобного номера лежит, как мне представляется, в принципе, по которому отбираются произведения для публикации. Таких принципов мыслимо всего два: авторский и тематический. Наши журналы пошли каждый по своему пути.

Номер Snob – тематический. Тема звучит как «Сад радостей земных». Проще говоря, во всех произведениях возникает образ сада – как явления природы и цивилизации, любимое дитя этих двух непримиримых оппонентов.

Esquire в выборе произведений доверился мнению опытного эксперта – авторов отбирала и представляла литературный критик Галина Юзефович. Во вступительной статье она честно предупредила, что при отборе руководствовалась исключительно собственным вкусом, что совершенно нормально и единственно возможно. Но любой вкус отражает мировоззрение своего носителя, и, возможно, поэтому номер Esquire тоже получился немножко тематическим. Но – обо всем по порядку.

В мире существует два взгляда на цели искусства вообще и литературы в частности. По первому из них – искусство должно украшать жизнь, ставить перед ней некий идеал, дарить утешение. Согласно второму, искусство должно честно отражать жизнь, желательно стимулируя ее, то есть давая ускорение в нужном направлении. Или, как пишет о том же, но другими словами во вступительной колонке к номеру главный редактор Snob Николай Усков, «в христианской культуре архетипом сада является Эдем. Но в Библии есть и другой образ рая – небесный град Иерусалим. Отсюда вышли две конкурирующие в христианской культуре стратегии обретения счастья: блаженное созерцание или деятельная активная жизнь, far niente на лоне природы или вечная стройка». В общем, так получилось, что каждый номер – об одной из этих стратегий. И если создатели Snob, расслабившись на летней жаре, решили поговорить о первой, то в Esquire речь идет о второй.

журнал
Snob. – № 4 (81), 2015.
– 192 с.

Потому что, читая рассказы представленных авторов, а представлен в Esquire цвет русской прозы – Мария Галина и Андрей Геласимов, Денис Драгунский и Андрей Рубанов, Сергей Носов и Майя Кучерская, Анна Старобинец и Сергей Кузнецов, как-то незаметно понимаешь, что разговор они ведут об одном и том же: о соотношении реальности и вымысла. Или – реальной и виртуальной действительности. Или – правды и вымысла. Или – искусства и жизни.

Соотношение это в рассказах порой напоминает связь вируса с организмом-носителем. Вымысел вторгается в реальность, изменяя ее, подменяя ее, сам становясь реальным, изменяя окружающих людей и самого героя. Рассказы этого номера – очень жесткие, с круто завернутым сюжетом, моралью и четко обозначенной развилкой, на которой можно свернуть не туда, и, конечно, с неожиданным финалом. Если быть совсем уж точным, это рассказы о наших ценностях и приоритетах, о наших иллюзиях и надеждах, о том, что мы думаем о своих желаниях, и о том, в чем мы нуждаемся на самом деле. Но это, конечно, активная жизнь, «вечная стройка». Символично, что во многих рассказах герои именно что покидают сад – так происходит у Майи Кучерской, Сергея Кузнецова и в каком-то смысле у Анны Старобинец.

Номер Snob, естественно, совсем другой. Герои номера Snob – это почти всегда одиночки.  Они – вне социума, наедине с самими собой. Большинство произведений номера – это портрет героя на фоне сада. Но даже если это и не так, речь все равно идет не об обществе, а о человеке. Этот подход отсекает все лишнее, здесь нет места фантазии или выдумке. Может, именно поэтому в журнале мало собственно сюжетной прозы, больше non-fiction: воспоминания, эссе, портреты, дорожные заметки. Состав авторов причудлив – от Людмилы Петрушевской до авторов, чьи имена мало кому что-то говорят. Этого и не требуется: в рассказах мало выдумки и много человеческих судеб, а следить за человеческой судьбой интересно и поучительно даже у незнакомых авторов.

журнал
Esquire. – № 13, 2015.
– 168 с.

Отсутствие общества в данном случае следует понимать буквально – как отсутствие всех, даже самых значимых общественных связей, и в этом оба журнала имеют массу пересечений. Так, в рассказах как Snob, так и Esquire сад почти несовместим с любовными отношениями: если герой сохраняет любовь, он уезжает в город, если выбирает сад – остается в одиночестве. Аналогично с работой – в сад герои уходят, удалившись от всех прочих дел, потому что садоводство их не предполагает. Так бежит из сада Вирджиния Вульф в новелле Жужи Д. в Snob, бежит, потеряв любовь и пытаясь сохранить хотя бы профессию. Так бежит из сада герой Майи Кучерской в Esquire, поняв, что без любви ему никакой сад не нужен. И вообще, «за эти дни я так полюбил Москву».

Если всерьез заниматься садом – не останется времени ни на что другое. И многие прозаики Snob также пишут о невозможности, недостижимости сада для современного городского человека. Так у Людмилы Петрушевской, Анны Матвеевой, Максима Д. Шраера, Натальи Тюриной...

В общем, есть о чем задуматься, читая эти номера. К примеру, о том, так ли уж несовместимы город и сад, работа души и социальная активность. Наличие города предполагает наличие сада, в форме ли парков культуры и отдыха, над которыми иронизирует Николай Усков, или в форме садика на крыше дома штаб-квартиры Hermes, как в эссе Алексея Тарханова. Интересный опыт сосуществования города и сада показан в воспоминаниях Деборы Кавендиш. И не случайно, наверное, номер Snob заканчивается рассуждениями Петра Мирошника о том, как будет выглядеть сад будущего, как вполне конкретный, тот, что строится в московском Зарядье, на месте снесенной гостиницы «Россия», так и обобщенный сад – символ нашего времени. В общем, стоит подумать. И почитать «литературные» номера. Лето закончилось. Осень – самое время оценить их плоды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
147
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
226
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
195
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
230

Другие новости