Русское железо/
Сост. Дмитрий Володихин. – Севастополь: Шико-Севастополь, 2015. – 200 с. (Антология «МиФа»). |
Литературные конкурсы, проводящиеся накануне конвента «Басткон», уже давно стали привычным делом. Столь же привычным явлением стали и сборники, которые выходят по их результатам. Их составляет, также по старой доброй традиции, глава оргкомитета «Басткона», писатель и историк Дмитрий Володихин (его эсса на этой стр.). И надо отдать должное, составляет вполне честно: кто победил по результатам голосования жюри, того и тап… то есть – приз на «Бастконе» и публикация.
На конкурс, по материалам которого составлен сборник, представлялись тексы, описывавшие самые разные аспекты влияния фантастических технологий на судьбу России. Это предоставляло соревнующимся авторам широкие возможности по использованию субжанров НФ – в него могли войти и «альтернативка», и «космическая опера», и повествования об изобретениях, и даже произведения обновленной «фантастики ближнего прицела».
Открывает сборник повесть Дмитрия Федотова «Русский щит, или Конец «Большой игры». Этот текст примыкает к его вышедшим ранее романам об альтернативной истории Российской империи начала ХХ века. В повести события разворачиваются преимущественно в Афганистане и касаются перипетий еще продолжающейся «Большой игры» – противостояния России и Великобритании, в которой решающим фактором неожиданно оказываются новейшие изобретения русских инженеров.
Совсем в другом ключе решена повесть Далии Трускиновской. В ее «Вредителях» действуют вроде бы чисто сказочные персонажи – российские домовые и зарубежные гремлины. Тем не менее этот изящно написанный текст оказался вполне соответствующим теме сборника.
Юрий Максимов, не самый плодовитый автор, несколько лет назад вышел его роман «Зиккурат», предоставил повесть «Смерть на Ганимеде». В ней действие формально развивается на спутнике Юпитера, но писателя интересуют вовсе не космические дали и аппараты, а психология и взаимоотношения людей.
Повесть Вероники Ливановой «Под полуночным солнцем» представляет собой вроде бы очередную историю о взбунтовавшемся искусственном интеллекте – не самое плодотворное направление в фантастической литературе. (Публицист Михаил Вербицкий верно и саркастично называл их «байками о самозарождении разума в корзине с грязным бельем».) Однако в данном случае автору удалось создать и оригинальное, и вполне увлекательное произведение.
Среди статей, составляющих вторую половину этого сборника, особое положение занимают два текста Дмитрия Володихина. Они посвящены новому роману Алексея Иванова «Ненастье» и фильму Софьи Горленко «Атлантида Русского Севера». В них автор, отталкиваясь от конкретных предпосылок, легко переходит к очень тонким и очень проницательным размышлениям о прошлом и настоящем России, о ее грядущих перспективах.
Также особняком в этом разделе стоит текст Максима Бахарева «Тонкая нить горизонта», который, по сути дела, является рассказом, хоть и оформлен как документальное произведение. Видимо, его автор оказался в странном положении – сил на полноценную повесть не хватило, а поделиться своими мыслями об ужасах грядущего хотелось.
В других статьях авторы тоже концентрируются на отрицательных последствиях обвального развития технологий для будущего России и человечества. Поэтому тон их весьма тревожный. Это характерно и для эссе «Пес с тобой, или Робот моей мечты» Григория Панченко, и для статьи «Костыли как двигатель эволюции?» Николая Немытова, и особенно – для эссе «Позвони мне прямо в печень» Евгении и Ильи Халь.
Несмотря на несколько пугающее название, сборник получился довольно умным.