0
2097
Газета Проза, периодика Интернет-версия

07.07.2016 00:01:00

Танцы по любви

Тэги: россия, сша, проза, фантастика, ленин, византия, история, параллельная история, абсурд, постмодернизм, приключения, юмор, киберпанк


книга
Майкл Суэнвик любит Россию,
 а россияне любят Майкла Суэнвика.
Фото Юлии Рыженковой

Майкл Суэнвик любит Россию.

В современной англоязычной литературе Россия, как правило, изображается в двух вариациях: либо вообще отсутствует (главного героя модного в прошлом сезоне «Марсианина» Энди Вейра, застрявшего на Красной планете, спасают НАСА и сердобольные китайские товарищи), либо предстает в стереотипном образе Bad Russian и Russkoj Mafii (в модных в этом сезоне «Ночных проповедях» Кена Маклауда то тут, то там мелькают обороты типа «капитализм русского пошиба»).

Но Майкл Суэнвик не таков. Майкл Суэнвик любит Россию.

В рассказах, написанных в 80-е, у Суэнвика появляются герои с русскими именами и фамилиями. Причем они не служат фоном, на котором действуют главные герои (что в принципе характерно для изначального киберпанка), а являются настоящими, живыми героями.

Майкл Суэнвик любит Россию. А любовь к России рано или поздно должна породить книгу о России. Не сразу. Скорее долго, а возможно, и мучительно.

Обычно отцы киберпанка (Уильямс Гибсон, Брюс Стерлинг и др.) к каждому роману подходят ответственно: подробно изучают матчасть, собирают данные от многочисленных консультантов, пишут, как завещали классики, в день по строчке. Как итог: книги выходят с перерывами в три–пять, а то и шесть лет. Но это книги, которые, как правило, стоят столь долгого ожидания.

«Танцы с медведями» начинаются неспешно и сумбурно: загадочное посольство, в котором участвуют Даргер и Довесок (герои знакомы русскоязычным читателям по рассказам «Пес сказал гав-гав», «Я тоже жил в Аркадии» и «Смуглые девки»; а по признанию самого Суэнвика – его любимые герои), везет загадочный подарок еще более загадочному, чем все вышеозначенное, князю Московии. Экспозиция – если это слово можно применить к постмодернистскому роману – вводит читателя в постапокалиптический мир «Танцев с медведями». В образах героев сочетается несочетаемое. Это: посол халифа Византийской империи (Арабский халифат в известной нам истории был непримиримым противником Византийской империи); царь Ленин (в известной нам истории бывший непримиримым противником царизма); красотки-жемчужины, сошедшие со страниц сказок «1000 и одной ночи»; дворянин, больше похожий на боярина допетровской Руси, с говорящий фамилией Гулагский; его непутевый сын Аркадий. И дальше: киберволк, неандертальцы-охранники, Кощей… Появляются стихи, которые можно пить сделав несколько глотков из соответствующей бутылки, – видимо, сказывается опыт общения Майкла на отечественных конвентах, коих он посетил немало. Из всех этих ингредиентов Суэнвик на первых 50 страницах быстро замешивает тесто, из которого вскоре слепит пирожки с клюквой – тщательно прожаренные, с хрустящей корочкой...

После короткой экспозиции герои прибывают в столицу Московского княжества. Тут Суэнвик разворачивает перед читателем картину русского бунта – сколь бессмысленного, столь и беспощадного. Автор разделяет героев, создавая несколько сюжетных линий, которые, постепенно нагнетая градус повествования, сводит в единый клубок в финале и разрубает несколькими выстрелами из автомата и пушки, ударами циклопических ног, ловким уколом шпаги-трости и спущенной с цепи стаей озверевших собак.

Московское княжество в «Танцах с медведями» – это жуткая каша из фактов российской истории и зарубежных стереотипов, с ней связанных. Тут и дворяне имперской эпохи, сливающиеся в безумных оргиях, и революционеры во главе с Лениным, и жестокий временщик Хортенко, напоминающий какого-то Берию, и допетровские терема, и медведи, и балалайки, и водка (только матрешек не хватает), и ЛУКОЙЛ с «Газпромом», и пепси-кола, и библиотека Ивана Грозного...

Очевидно, чтобы написать роман, Суэнвику, несомненно, пришлось ознакомиться с большим массивом англоязычной литературы, посвященной истории России. А западную историческую литературу о России можно разделить на два блока.

Первый – огромный, бесконечный континент научно-популярных книг весьма посредственного качества: путаница в датах, фамилиях – обычное дело для подобной литературы. Ее авторы слабо знакомы с русским языком и культурой, они опираются в основном на вторичные источники, а иногда и на рассказы наших соотечественников, владеющих иностранными языками и считающих своей главной миссией рассказать всему миру об извечных пороках русской жизни, об истории тысячелетней катастрофы земли, где ничего хорошего не может быть в принципе. Отсюда и появляются неисчислимые оргии дворянства, ужасы казематов, где узники сходят с ума.

Второй блок – академическая русистика ученых, профессионально десятилетиями занимающихся изучением России. Они описывают нашу историю со всеми ее позитивными и негативными сторонами, а их оценка подчас оказывается более адекватной, чем у многих отечественных историков.

Суэнвику удалось пройти между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, он слепил роман из популярных на Западе стереотипов о России, с другой  – не свалился в чернушный пасквиль на нашу страну, а, наоборот, эти самые стереотипы художественно обыграл, где-то даже остроумно обстебал. Так что в «Танцах с медведями» чувствуется нежная любовь к России и нежная грусть к многострадальной и великой судьбе ее народа. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1245
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1183
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1427
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1170

Другие новости