0
2693
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.09.2016 00:01:00

Чего хочет Каллиопа

Сергей Дмитренко

Об авторе: Сергей Федорович Дмитренко – прозаик, историк литературы.

Тэги: проза, довлатов, юмор, сарказм, сатира, литературные премии, криминал, телевидение


проза, довлатов, юмор, сарказм, сатира, литературные премии, криминал, телевидение Заманить писателя-конкурента на дачу и там утопить. Фото Екатерины Богдановой

Заклятие Сергея Довлатова

Когда мы выпустили первые телепередачи цикла «Писатели детства», одна зрительница, учитель русского языка и литературы, спросила: «А про Довлатова передача будет?» Надо сказать, я задумался, что свидетельствовало о непростоте вопроса. «Он же большой ребенок», – подсказала учительница. «Двухметровый», – согласился я, но, к сожалению, до Сергея Довлатова мы не доработали: наш цикл вдруг без объяснений приостановили в начале съемок передачи о Викторе Голявкине.

Но все же кое-что мы успели. Писателей из длинного списка, составленного мною (Довлатов в нем уже был), выбирали заказчики от культуры, и когда они назвали имя Святослава Сахарнова, я, разумеется, решил ввести в передачу довлатовский сюжет: ведь он сотрудничал с «пионерским», но вполне живым журналом «Костер», когда там редакторствовал Сахарнов.

Мы представить не могли, что снимаем «Морского Бианки» незадолго до его кончины. Он был энергичен, полон жизнерадостных воспоминаний и подробно рассказал о том, как Довлатов написал для «Костра» рассказ. Разумеется, к сюжету потребовался видеоряд, картинка. Я стал искать номера журнала по разным библиотекам. Но Историчка его не выписывала, в бывшей Ленинке «Костры», как многое другое, оказались заштабелированными. Неожиданно желанные номера обнаружились в методическом кабинете Республиканской детской библиотеки (впрочем, там им было самое место).

«Костры» с Довлатовым мы сняли, но при монтаже вдруг обнаружилось, что именно эта съемка дала брак по свету – невероятный случай при цифровой записи. Я кинулся к своему фотоаппарату, на который дублем снимал журнальные развороты, – флешка отказалась открыться: единственный у меня случай с этим приличным аппаратом фирмы Сanon.

Так передача и вышла без картинок с «Костром», а через некоторое время ко мне с просьбой помочь обратилась прекрасная дама, Галина Александровна Доброзракова. Она много лет преподавала литературу в школе, увлеклась творчеством Довлатова, написала о нем кандидатскую диссертацию, докторскую и теперь занималась подготовкой полной библиографии его сочинений для грядущего их издания. Живет Галина Александровна в Самаре, а там с «Кострами» 1970-х годов не менее сложно, чем в Москве. Просила сообщить номера с довлатовскими публикациями в этом журнале.

Ну, это мигом! Все выписки по передачам цикла я делал в большой амбарной книге в твердом переплете…

Вот она, книга. Вот они, записи по передаче о Сахарнове.

Есть все. Кроме строчек с номерами, где печатался Довлатов.

Трижды пролистываю всю книгу.

Я же помню, как записывал их. И номера, и страницы!

Нет.

Перечитываю книгу записей полностью.

Нет.

И тут, направившись к холодильнику, чтобы известным способом снять напряжение, вспоминаю: в свое время Сергей Довлатов заявил о нежелании перепечатывать что-либо из опубликованного в СССР. Можно сказать, запретил перепечатывать.

Чего не хочет Сергей Довлатов, того не хочет Каллиопа.

Теперь для меня это непреложная истина.

Что не помеха надеждам сделать о писателе вечного детства Сергее Довлатове живую передачу.


История с п.

Один заслуженно известный прозаик  – назовем его просто: П. – захотел получить литературную премию. Не сказать, что премиями он был обделен. Премии у него были, и даже заметные. Но вот взбрело человеку в голову, что пора удостоить его еще одной премии. Он даже выбрал себе эту премию – также не мудрствуя назовем ее: Я–П. Досточтимые читательницы и читатели соблаговолят прочитать это, как им заблагорассудится, но можно и так: Я – Премирован.

Надо отметить, что та премия, кою выбрал себе П., отличалась определенной непредсказуемостью при вполне весомой денежной составляющей. То есть было непонятно, что нужно сделать для того, чтобы ее получить, – состоять в тусовке (в какой?), дать откат (кому?), понравиться спонсору (спонсоры здесь были тоже причудливые, иностранные: влюбившись со школьной скамьи в русскую литературу и отдельных ее представителей, они занимались в России телекоммуникациями, сопрягая это с благотворительностью в виде литературных премий).

Поддерживающие писателя П. люди в жюри сообщили, что шансы его на премию велики, и П. уже начал переживать, что, если премию ему дадут, окажется трудно ее получить, ибо в день торжества он будет путешествовать по Франции, где вышел перевод его новой книги. И он уже начал договариваться со своим верным литературным учеником, хотя и бесталанным в устаревшем смысле слова прозаиком Д., что тот придет на церемонию и, представившись как П., получит премию. «Вроде мы похожи, – размышлял П. – Профиль, уши». Хотя Д. не считал, что его уши схожи с п-скими, план поддержал, и они, его обсуждая, договорились до того, что когда П. вернется из Франции и придет к Д. за премией, тот заманит его на свою новую дачу и утопит в недавно установленной туалетной системе ТОПАС, а премию присвоит и пустит на отделку дачного эркера. П. заинтересовала его дальнейшая судьба после утопления, и Д. охотно рассказал, что П. превратится в активированный ил, на котором вырастут прекрасные кабачки (Д. знал, что П. кабачки любит: недавно к нему заявился поклонник-читатель с целью одарить плодами с собственного огорода, среди которых были и кабачки). П. согласился, предположив, что кабачки эти будут иметь причудливую форму. «Важнее их органолептические свойства», – возразил Д.

Но неожиданно план этот претерпел изменения: П. сообщили, что интриги продолжаются, и премию вполне могут дать не ему, а писателю К. Тогда П. для перестраховки предложил Д. утопить до него писателя К. А затем выращивать кабачки и на к-ском иле тоже. Д., поддержав идею в целом, возразил: К. фактурнее П., илу даст больше. И потому на К. он вырастит патиссоны. Кабачки п-ские и патиссоны к-ские. Оставалось только заманить на дачу К., но он неожиданно уехал скандалить с продюсером сериала, который снимали по его сценарию.

А потом К. и премию получил. В это время П. осматривал замки Луары (в сущности, средневековые дачи), но прислал оттуда Д. электронное письмо, где призывал ученика не отчаиваться, а все-таки утопить К. и вырастить патиссоны. «Правда, заключал он послание, – наши следственные органы работают в последние годы эффективно, и преступление раскроют. Меня Вы, разумеется, не выдадите и получите срок за убийство по неосторожности. В колонии, понятно, окажетесь на хорошем счету и попадете на место библиотекаря в тамошней читальне (проконсультируйтесь с К., как побыстрее этого добиться, – он имел дело с пенитенциарной системой). Это даст Вам возможность приобщать заключенных к моему творчеству, а возможно, и к тем произведениям К., которые Вам нравятся». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
485
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2202
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1440
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1072

Другие новости