0
1887
Газета Проза, периодика Интернет-версия

24.08.2017 00:01:00

Нахватанность пророчеств не сулит

Тэги: проза, сатира, литераторы, детектив, смерть, ирония, анна ахматова, пушкин, евгений онегин, нонконформизм, александр островский, валентин катаев


30-14-12.jpg
Наталья Кременчук. Смерть на фуршете: Полный текст романа.
– [б.м.]: Издательские решения; Ridero, 2017. – 502 с.

Этот роман уже имеет свою историю. Первоначально он появился в первых номерах журнала «Москва» за 2014 год, в электронном виде разбежался по многим библиотечным сайтам, долго скитался по издательствам, и вот выпущен в полном виде. Это хорошо, поскольку при сосредоточенности повествования на нравах литературной тусовки эта книга привлекает просто честных читателей, читателей искушенных и привередливых.

«Смерть на фуршете» сразу увлекает своим языком, живым, сочным, множеством ярких деталей, очень органичных (что называется, по Станиславскому: верю!) – будто я ходила между персонажами в шапке-невидимке. Воедино заплетены детектив и юмор, литературные конфликты и любовные страсти. А с определенного момента у меня, читателя, возникает вопрос, вообще-то порождаемый при чтении любой интересной книги: а в чем же смысл пребывания в этом мире? Высокопарно звучит, но по-другому как-то не выговаривается, тем более что на этот вопрос наводит сама история, в книге рассказанная, истории действующих в ней персонажей, деятелей нашей современной литературы. В чем смысл их пребывания, если не в большом мире, то хотя бы в мире литературном? В чем смысл описанного в книге этого литературного мира?

Ведь даже сам финал романа – сплошная интрига: возникает какая-то богатая теща-издательница, завязавшая романчик с красавчиком-прозаиком... Или это он с ней его завязал? Казалось бы, почему нет, в жизни все бывает, но вновь читатель на распутье: не мелко ли это на фоне всей развернутой панорамы, ведь ждали какой-то иной развязки, все-таки, если произведение достойное, и кода должна соответствовать... Но потом возражаешь себе: может, такая жалкая смерть и есть закономерный финал глупой, бессмысленной жизни? А эти оставшиеся жить персонажи очень ли счастливы? Например, один из главных фигурантов, недоумок дед Трешнев (правда, очень эрудированный), в которого влюблены две умницы-красавицы... Непонятно: за что?! Не хочется думать об иррациональности сего чувства – но если с существованием такой иррациональности согласиться, предположишь: может, они его не любят, а жалеют – проявляющего все свои творческие способности только на фуршетах и по-своему на них ежевечерне умирающего?

Филолог, культуролог, журналист, краевед, писатель Александр Люсый преподносит бокалы прототипам романа «Смерть на фуршете».	Фото Андрея Щербака-Жукова
Филолог, культуролог, журналист, краевед, писатель Александр Люсый преподносит бокалы прототипам романа «Смерть на фуршете». Фото Андрея Щербака-Жукова

Так что финал этого романа – не только внутри него самого, но и некое его продолжение (приходит на ум сказанное Анной Ахматовой: «Чем заканчивается «Евгений Онегин»? Тем, что Пушкин женится...»). Или вспоминается ворвавшееся в реальную церемонию награждения «Смерти на фуршете» дипломом премии «Нонконформизм» явление голой дамы-статуи: настоящий сюрреализм – первоклассный оттиск нашей сегодняшней тусовочной жизни.

Проснутся ли, несмотря на наличие интеллекта и образования, персонажи «Смерти на фуршете»? Есть притча. Мудреца спрашивают, почему так случается, что даже умные не веруют в Бога? А он отвечает, что все люди, независимо от ума или веры, делятся только на два типа: тех, кто выбирает правду, и тех, кто выбирает то, что как правда. И если люди, независимо от интеллекта, образования, верования, выбирают либо правду, либо то, что, как правда (а последнее, конечно же, всегда неправда, и ничто иное), то что может поколебать их в этом выборе?!

Я, понятно, как, наверное, и большинство читателей «Смерти на фуршете», запуталась с определением действительных авторов этого сочинения, прикрытого именем «Наталья Кременчук» (ведь даже в финалисты премии «Нонконформизм-2013» попала именно Кременчук, хотя диплом получала вполне реальная и хорошо известная в литературных кругах филолог и журналист Наталья Борисенко). Что называется, автор заинтриговал, все запутав до невозможности. Но если эта интрига продолжается, значит, от этой книги надо ждать еще чего-то?

Возможно, «Смерть на фуршете» не просто сатирический роман и, подобно мемуарному роману-памфлету Валентина Катаева «Алмазный мой венец», его тоже можно назвать «романом с ключом» – хочется расшифровывать замаскированные имена, сделанные с изрядной фантазией и со своими речами (прямо персонажи русских пьес XIX века, например Островского). Некоторых не узнать невозможно, не обижены ли они на такие портреты? Хотя в «Смерти на фуршете» виден свой интересный прием – сочетание настоящих имен с вымышленными (а порой кажется: одни и те же персонажи существуют в романе и под настоящими и под вымышленным именами одновременно). Может, когда-нибудь сия тайна прояснится?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
856
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
876
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1131
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
923

Другие новости