0
3005
Газета Проза, периодика Интернет-версия

31.08.2017 00:01:00

Ловить чайку на корюшку

Тэги: проза, война, чечня, вдв, психотравма, север, мужчины


31-14-11.jpg
Александр Бушковский. Праздник лишних орлов.
– М.: Рипол-классик, 2017. – 368 с.

Когда в начале августа на железнодорожной платформе где-то под Тверью к тебе подходит, пошатываясь, вэдэвэшник лет сорока пяти, примерно представляешь, чего ждать. Но внутренне напрягаешься. Может быть, он будет благодушен и примет поздравления, а может, полезет драться. Возможно, похвалится тем, как ловко решает бытовые конфликты при помощи обреза, но не исключено, что захочет этот обрез тебе предъявить.

Посттравматический синдром почти невозможно преодолеть и довольно сложно отрефлексировать, но с теми, кому это удалось, определенно есть о чем поговорить. Александра Бушковского хочется охарактеризовать словами одного из его персонажей-рассказчиков: «...довелось ему, видно, поучаствовать где-то в армии». И не просто в армии, а в горячей точке в качестве офицера-спецназовца. Потом он работал сторожем, таксистом и кем только еще не, а теперь – мастер-печник и писатель: публикуется в толстых литературных журналах – «Октябрь», «Север» и «Дружба народов».

Война красива и торжественна только в древних эпосах. В реальности это совокупность механических действий: люди ставят палатки, снимают растяжки, занимают позиции и расчеловечиваются. Паралич сознания, спасительный в условиях боевых действий, постепенно прирастает к личности и затвердевает – то ли доспехи, то ли скорлупа.

Автор, на мой взгляд, умнее и лучше большинства своих героев. Что он принес в солдатском вещмешке с руин южного города Г.? Не покой, но спокойствие, не легкое, но ровное дыхание. Он называет своими именами вещи, о которых многим хотелось бы не думать: «Из-за лени, страха или подлости я не давал себе труда задуматься над тем, что вообще происходит с нами и вокруг. Но схема получалась такая: один человек велел другому, тот пошел и убил третьего». Отличает страну от государства и не спешит называть врагами тех, с кем пытаются стравить, вместо этого вглядывается в тех, кто отдает приказы, поражаясь: «Куда им столько ВСЕГО?» Его персонажи попроще: их жизнь словно катится по рельсам, где станции: драки – армия – тюрьма – монастырь – кладбище – сменяют друг друга с обреченной неизбежностью.

Прошедшие через войны обнажены сердцем... 	Августин ванн ден Берге. Обнаженный воин. 1780-е. Музей Грунинге, Брюгге
Прошедшие через войны обнажены сердцем... Августин ванн ден Берге. Обнаженный воин. 1780-е. Музей Грунинге, Брюгге

Север не просто фон, локация, но – важный герой прозы Бушковского. Карелия еще не край света, но его преддверие, сосновый занавес. А Север, как писал Бродский, честная вещь. Не имеет смысла притворяться там, где комары страшнее всякого медведя, где можно выйти в лес в летнем камуфляже и попасть в метель. Потребность в уюте и тепле здесь возрастает в разы. И стереотипный «настоящий мужик», заполняющий экзистенциальную пропасть внутри себя насилием и мачизмом, совершенно не северный тип. Здесь ловят чайку на корюшку и едят ее без соли и лука. Здесь живет настоящий русский бог, и его заповеди просты и применимы к жизни: «не искать денег, кайфа тоже не искать, меньше зависеть», «не делать только пакостей другим и другим не позволять себе их делать». И если знать тайное слово, хозяин воды поможет в рыбалке, а лесной хозяин – в охоте, главное не брать больше, чем нужно.

Повествовательный стиль Александра Бушковского замечательно разнообразен – что-то от Бабеля, что-то от сказок Бориса Шергина, что-то от Стругацких... Рассказ «Край» похож на скандинавскую сагу с ее  предельным, словно высеченным в граните лаконизмом: «Человек с рыбиной сделал шаг назад, а потом два шага вперед. Варлам поднял обрез и выстрелил ему в голову. Человека снова отбросило назад, и он вместе с рыбиной вывалился за борт». «Индейские сказки» – резной эпос, прекрасный прогон, завораживающая словесная пурга, густая, как хорошо заваренный мате. «То, что меня раздражает» – образцовый пост в Facebook, под которым легко представить сотню комментариев типа «это жиза, бро».

Бушковскому нравится показывать мир через детский, не нагруженный еще зловещим опытом взгляд. В рассказе «Страшные русские» так он показывает Грозный – обычный советский город, не обремененный нынешними коннотациями. Через много лет рассказчик возвращается в эти края и видит, как воюют между собой одни, а мины падают во двор к другим.

Военная проза не самоцель для Бушковского, но военные ситуации –  полигон пограничных состояний. Он исследует корни ненависти, влекущей фатальные последствия. В рассказе «Такие и не такие» отец учит братьев-детсадовцев драться (не самообороне, а якобы «мужскому» l'art pour l'art). Стоит ли удивляться, что, не успев толком повзрослеть, они погибают в драках? Выученная агрессия в любой непонятной ситуации – дать в глаз, достать нож, бездумно выполнить преступный приказ (иначе «не мужик») –  а потом или ты в тюрьме, или твои друзья пьют водку на кладбище и клянутся отомстить. Казалось бы, проявления человечности и мягкости в этой среде так же неожиданны, как рассказчик («Мама»), играющий гаммы на трубе. Но если наблюдать за ними дольше, можно рассмотреть их беззлобные, в общем, натуры. Рассказ «Снова за яблоками» – практически тренинг по самоконтролю и мирному разрешению конфликтов (примечательно, что персонаж договорился с торговцами на рынке, но бессилен перед женой). С кем из них вы хотели бы побеседовать в ожидании электрички где-нибудь под Тверью?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
557
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2282
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1502
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1132

Другие новости