Анна Гедымин. Нечаянная проза/ Худож. Софья Смодина.– б.м.: Издательские решения, 2017. – 102 с.
|
Прозаик и публицист Алексей Бархатов в небольшом послесловии так отзывается о книге Анны: «Явление сей книги – вовсе не знак прощания с рифмой. Просто поэзия – хозяйская половина дома, территория, где должен царить душевный комфорт и уют, где рождаются дети, которых надо еще подготовить и закалить для выхода в люди, до выхода в прозу…»
Выход в прозу Анна Гедымин совершает не в первый и, надеюсь, не в последний раз. Предыдущий такой выход, если мне не изменяет память, случился в 2003 году. Тогда, как, впрочем, и сейчас, Анна словно оправдывалась за свои «выходки», мол, так получилось!
Но за все на свете надо отвечать. Призовем Гедымин к ответу: зачем понадобилось хорошему поэту менять жанр?
На сей случай у Анны заготовлен ответ:
«Я очень люблю свою прозу. Не в том смысле, что считаю гениальной и умиляюсь собственной неподражаемости, нет…»
И опять словно бы оправдание перед читателем. Уж не кокетничает ли с нами автор? А впрочем, почему бы и нет?
Прозаики – люди серьезные, прозаики-мужчины к тому же страшные зануды.
Нет ничего скучнее и гаже, чем презентация книги прозаика в ЦДЛ. Кругом бородатые сотоварищи, страдающие от перманентного похмелья, долгое и нечленораздельное чтение отрывков из романа, жидкие аплодисменты и в довершение – буфет! Лучше застрелиться!
Вот уже плюс в копилку автора. Презентация прошла не напряженно, словно ничего и не было. Все нечаянно.
Да и сама проза тоже как бы случайная, само собой написавшееся:
«Танька – самый счастливый человек из всех, кого я знаю. И дело не в том, что ей как-нибудь особенно повезло в жизни. Скорее наоборот: с двумя мужьями развелась, осталась с дочкой и больной мамой на руках, денег нет, работа – от случая к случаю…»
Это и не проза как будто, а задушевный разговор, словно две подруги в кафе за чашкой горячего шоколада решили перемыть косточки хорошим и нехорошим знакомым и посплетничать. Хороший прием, памятуя о том, что каждая хорошая проза автобиографична, хотя можно воспользоваться и рецептом Марины Цветаевой: «Один совет, если не обидитесь: давайте себя через других; не в упор о себе, не вообще о себе, а себя – в ответ на события, разговоры, встречи… Не отставайте от работы, пусть это – временно – будет Ваша жизнь, поселитесь в ней. Так, а не иначе пишутся книги…»
Анна Гедымин.
Нечаянная проза/ Худож. Софья Смодина. – б.м.: Издательские решения, 2017. – 102 с. |
Не сказать, что Анна целиком и полностью следует совету классика. Но на то она и «поповская внучка и княжна», самондравка. Вот, к примеру, рассказ «Центрифуга»: «Это был он: чуть приподнятые при ходьбе плечи, вечно мешковатые джинсы, лихорадочно горящие глаза. Ну и конечно, то, что называют «хорошей» улыбкой. Она его обожала. До такой степени, что каждого человека оценивала по шкале его признаков: достаточно ли нелепа походка (про себя она почему-то окрестила такую походку «домашней»), не слишком ли аккуратен («пресен») облик и так далее…»
Пусть первый, кто скажет, что это – не стихи, как говорится, бросит в меня камень. Разгадка «выходки» Анны Гедымин в поэтической одухотворенности всего, к чему она прикасается.
Она вполне могла бы записать это все аккуратным столбиком, к ней преисполнились бы уважения какие-нибудь скучные, словно кислое яблоко, верлибристы. Но она написала честную прозу. Прозу поэта – замечательную, тонкую, светлую. А все остальное – лукавство женщины, которое неизбежно, неудержимо порывает любые каноны, границы, жанры.
Нечаянная проза? Выход в космос?
Да, собственно, кто бы сомневался! А лукавство оттого, чтобы никто из скучных прозаиков не догадался, что у них есть теперь такой серьезный конкурент, как она!