Даниэль Орлов. Счастливая жизнь в долг.
– Дружба народов. – 2018.– № 2.
Жизнь Олега Беляева – героя новой повести Даниэля Орлова «Счастливая жизнь в долг», вышедшей в февральской «Дружбе народов», – такая же гнилая и трухлявая, как и забор вокруг купленного им дома. Средний возраст и связанный с ним пресловутый кризис играют свою роль: «К сорока пяти годам оказался он одинок и, если не стесняться говорить честно, беден. Развелся с двумя женами, от которых успел дождаться холода и упреков, но так и не дождался детей. Собственную фирму, пестуемую годами, по простоте душевной и лености немногочисленных сотрудников потерял, оставшись с огромными долгами…» Вот и бежит Беляев из Москвы в деревню, в глушь. Но не к тетке в Саратов, как у Грибоедова, а во Владимирскую область.
Орлов переводит на литературные рельсы реально существующую тенденцию: в столице и других крупных городах становится все больше людей, которых, чего уж скрывать, откровенно достали постоянная суета и гонка за достатком, успехом и благами жизни. Горожане начинают задумываться о том, что было бы неплохо все бросить и начать с чистого листа, уехав в тихое село подальше от цивилизации. Где коровы, колодцы да непролазный русский лес до самого горизонта. Большинство, поразмыслив, от радикальных перемен отказывается: здесь – какая-никакая работа, налаженный быт, инфраструктура, а там – полная неизвестность. Но некоторые решаются.
Решившийся персонаж «Счастливой жизни в долг» в непривычную деревенскую жизнь вливается легко: «Беляев почувствовал вдруг необычное вдохновение хозяина. Покосившееся крыльцо можно было поправить, доски пола в сенях заменить. Беляеву мнилось, что ему все по плечу, по силам, да так, что захотелось вот прямо сейчас переодеться в старые джинсы и футболку, поддомкратить крыльцо и заменить сгнивший нижний венец. Ему казалось, что он уже чувствует запах опилок, слышит скрип, с которым саморез входит в свежеоструганную доску. Если бы так же можно было починить саму беляевскую жизнь! Заменить, ошкурить, смазать, наладить по новой. Авось получится».
Олег скашивает заросли травы, сажает картофель, решает починить дымящую печь в бане… И не было бы печали, кабы не назойливые коллекторы. Писатель, безусловно, будет говорить о методах работы и хитрых уловках выбивателей долгов, однако в большей степени его волнует психология охотника и жертвы. Хотя охотников, по сути, нет: жертвы – все. Неудачником можно назвать каждого персонажа: все пытались удачно устроиться в жизни, но не вышло. Увязший в грязи Паша-коллектор окажется вовсе не хозяином жизни – бывший омоновец вынужденно сменил профессию, лишь бы прокормить семью. О каком счастье можно говорить?
А счастье – в простых вещах. Крыша над головой – счастье. Хорошие друзья и добрые соседи – счастье. Жив-здоров – счастье. Чего еще пожелать? Разве что мира во всем мире. Негероические герои Орлова вполне органичны и целостны. Следишь за ними и заново возвращаешься к давней думке: эх, может, все-таки оставить городскую жизнь и – в деревню, в глушь…
комментарии(0)