Сергей Носов. Закрытие темы.– СПб.: Лимбус Пресс, 2019. – 448 с. |
Имя петербургского прозаика Сергея Носова читатели знают хорошо. Лауреат «Национального бестселлера» и еще нескольких литературных премий, автор замеченных публикой романов «Хозяйка истории», «Член общества, или Голодное время», «Дайте мне обезьяну», «Фигурные скобки» и других – весомый творческий багаж! Хотя начиналась история писателя со скромного сборника «Внизу, под звездами», выпущенного «Лениздатом» за год до распада Советского Союза.
Новая книга Носова «Закрытие темы» включает в себя его раннюю малую прозу, собранную под одной обложкой, – два десятка рассказов, созданных в 80-х и самом начале 90-х годов минувшего века. Автор в то время был всего лишь молодым ленинградским писателем, однако особенности его стиля, о которых уже в новом столетии станут рассуждать критики и литературоведы в рецензиях и научных исследованиях, оказались заложены именно тогда.
Рассказ «Архитектурные излишества» может читаться на нескольких уровнях. Реалистический план кажется максимально простым: неглупый человек, ищущий тихое место, где есть возможность поработать над статьей, на одну ночь вызывается подменить сторожа, охраняющего никому не нужные гипсовые статуи. Но дальше вступает в силу постмодернизм – герою придется пройти необычный допрос проверяющего и сыграть в игру, чтобы в итоге не то исчезнуть необъяснимым образом, не то самому пополнить коллекцию «архитектурных излишеств».
В новеллах Носова тонкая сатира, абсурд и гротеск чувствуют себя максимально вольготно. Здесь подвыпившего жителя Северной столицы из заглавного рассказа «Закрытие темы» запросто приглашают в странные гости и предлагают за сходную цену купить труп. Да не простой, а чуть ли не золотой – как в сказке. Тело самого Ленина. В привычный петербургский быт писатель вводит безумный колорит. Сюжетные коллизии то шокируют, то заставляют смеяться. Персонажи с легкостью оказываются в фарсовых ситуациях. Они могут великолепно разбираться в поэзии Заболоцкого и при этом не понимать, как происходит лунное затмение. Вселенная Носова – затейливая матрешка, внутри которой живые фигуры, и каждая следующая совершенно не похожа на предыдущую. Автор цепляется за реальный мир и ловким движением переворачивает его с ног на голову, доводя до нелепости самое обыденное. Скажем, в 90-х вы могли встретить едва ли не в любом общественном туалете надписи на стенах. В новелле «Набоб» Носов предлагает использовать их в рекламных целях. Всякому, кто сочинит хороший стишок про торговый дом «Набоб» и «опубликует» его на стене уличного туалета, полагается щедрый гонорар. Герой рассказа, понимая дикость происходящего, умудряется заработать на нескольких удачных рифмах почти две тысячи рублей. Нынешним молодым поэтам такие доходы за несколько стихотворений покажутся фантастическими.
Новый старый Носов на удивление актуален. А издание отдельными книгами ранних произведений известных писателей, похоже, превращается в литературный тренд. Читателям предлагается вспомнить, с чего же начинался путь популярных прозаиков. Вышедшие в последние месяцы новые старые книги Владимира Сорокина, Игоря Сахновского и Максима Осипова – отличное тому подтверждение.
комментарии(0)