0
2506
Газета Проза, периодика Интернет-версия

15.08.2019 00:01:00

Лосось пошел, медведи – не спать!

Секреты манипуляции в супермаркете и люди, которые не совсем винтики

Тэги: производственный роман, супермаркет, артур хейли, менеджеры, продавцы, варгас льоса, фаулз, коллекционер, минимализм, ирония


28-13-13.jpg
Антон Ерхов. Європа.– [б. м.]: Издательские
решения,2019. – 492 с.

Уэльбек написал «Мир как супермаркет». В романе Антона Ерхова супермаркет как мир – детальное, со всей подноготной, как в хорошем производственном романе, ныне забытом жанре – а еще лет сорок назад все зачитывались Ильей Штемлером и Артуром Хейли – описание жизни через место работы героя и его профессиональную деятельность. Ерхов, собственно, возрождает жанр, но не повторяя его классиков, а на своих правилах, придает ему новые параметры, например, наверно, уже можно формулировать так после его романов «Дремлющие башни» (2010) и «Горизонт» (2015): «характерно ерховские» – время от времени краткие вставки курсивом в текущую, разворачивающуюся фабулу, словно ниоткуда, из другого сюжета и напрямую к этому не относящиеся, но так хорошо резонирующие с ним и добавляющие смысла – такие негромкие бумажные колокольчики.

Чем вообще захватывает и держит этот жанр, кроме погружения в специфику, никому из внешнего мира не известную, с тонкостями, хитростями и правилами, о которых и не догадываемся и которые поэтому для нас открытие в случае «Європы» интересно вдвойне, ибо раскрывает, и на живом материале, механизмы, которые делают из нас покупателей – заставляют покупать товар. Да, это секреты манипуляции нами: как нас правильно, исподволь подвести, под каким углом к товару поставить и как он, в свою очередь, должен располагаться, в скольких сантиметрах от пола, чтобы выигрышно запечатлеться в нашем сознании, нашей картине мира. Кроме всего этого, жанр – и «Європа» – отличается от других тем, что там просто жизнь, а тут жизнь как работа и работа как жизнь. Герои редко оказываются за пределами места работы и по‑настоящему живут только здесь, проявляют себя, их характеры раскрываются и формируются в профессиональных обязанностях, и человеческие взаимоотношения между ними, продавцами, менеджерами, замами, завами, регулируются должностными. Да, это система, но все-таки нет, они не винтики в ней, не совсем, вы увидите.

И еще следует отметить стиль «Європы»: если производственный роман, как ни крути, жанр массовой литературы или близкий к ней и стиль его, скажем так, не на первом месте, не отличается особым изяществом, то «Європа», возрождая жанр, возрождает его уже в высокой литературе, а не массовой, как это сделал с жанром триллера Фаулз в «Коллекционере» и «Волхве» или с жанром мелодрамы Варгас Льоса в «Тетушке Хулии и писаке» и Кальвино в «Если однажды зимней ночью путник». Стиль «Європы» сдержанный, минималистичный даже временами, изгнавший из жанра вульгарные заигрывания с читателем и виньеточки, но внесший в него очень‑очень тонкую, глубинную, всепронизывающую иронию, замечательно помогающую развиваться фабуле и проступать скрытому смыслу. В том числе и почему роман называется «Європа». Вот для примера цитаты.

28-13-2.jpg
Герои редко оказываются за пределами места
работы и по-настоящему живут только здесь
Борис Кустодиев. Гостиный двор. 1921. Листы
из альбома «Шестнадцать автолитографий
Б.М. Кустодиева». Русский музей
«Каталог норда удивил Ждана, вернее – озадачил. «Недорогие отечественные» на фотографиях были забиты всякими экзотическими фруктами (их названий Игорь и не знал), шампиньонами, консервированными ананасами, фужерчиками с разноцветным желе, минералкой в стеклянных бутылках – никаких тебе кастрюль и накрытых тарелками мисок; в морозилках лежали тигровые креветки, шоколадные пирожные, коробки с пиццей и пакеты с овощными смесями. Некоторые продукты кочевали из модели в модель, словно были обязательными пунктами потребительской корзины.

– Глянь, чем питаются владельцы донбассов, – скажет Ждан Чижову.

– Если на картинке будут привычные колбаса да каша, – ответит Костя, – не возникнет мостика, – то, о чем мы говорили, помнишь? На фига тогда деньги тратить? Покупать билеты на автобус, который никуда не поедет?

«Олейников не обманул – субботним утром нельзя было не заметить, что магазин открылся: люди все шли и шли, будто ко входу подкатила набитая электричка и выйти в город можно было только через вокзал‑супермаркет. А заодно – раз уж все равно здесь – почему бы чего‑нибудь не присмотреть, не прикупить. «Лосось пошел, медведи – не спать!» К слову, олейниковское «не хочешь, а продашь» следовало понимать буквально: «Здравствуйте», – сказал Ждан «пляжнику» в шортах‑футболке и вьетнамках и через десять минут продал ему вертикалку индезит; «Эта модель с сушкой», – подсказал Ждан и выписал стоящую рядом, без сушки».

Харьков


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
767
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
679
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
796
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
544

Другие новости