0
2636
Газета Проза, периодика Интернет-версия

15.08.2019 00:01:00

Лосось пошел, медведи – не спать!

Секреты манипуляции в супермаркете и люди, которые не совсем винтики

Тэги: производственный роман, супермаркет, артур хейли, менеджеры, продавцы, варгас льоса, фаулз, коллекционер, минимализм, ирония


28-13-13.jpg
Антон Ерхов. Європа.– [б. м.]: Издательские
решения,2019. – 492 с.

Уэльбек написал «Мир как супермаркет». В романе Антона Ерхова супермаркет как мир – детальное, со всей подноготной, как в хорошем производственном романе, ныне забытом жанре – а еще лет сорок назад все зачитывались Ильей Штемлером и Артуром Хейли – описание жизни через место работы героя и его профессиональную деятельность. Ерхов, собственно, возрождает жанр, но не повторяя его классиков, а на своих правилах, придает ему новые параметры, например, наверно, уже можно формулировать так после его романов «Дремлющие башни» (2010) и «Горизонт» (2015): «характерно ерховские» – время от времени краткие вставки курсивом в текущую, разворачивающуюся фабулу, словно ниоткуда, из другого сюжета и напрямую к этому не относящиеся, но так хорошо резонирующие с ним и добавляющие смысла – такие негромкие бумажные колокольчики.

Чем вообще захватывает и держит этот жанр, кроме погружения в специфику, никому из внешнего мира не известную, с тонкостями, хитростями и правилами, о которых и не догадываемся и которые поэтому для нас открытие в случае «Європы» интересно вдвойне, ибо раскрывает, и на живом материале, механизмы, которые делают из нас покупателей – заставляют покупать товар. Да, это секреты манипуляции нами: как нас правильно, исподволь подвести, под каким углом к товару поставить и как он, в свою очередь, должен располагаться, в скольких сантиметрах от пола, чтобы выигрышно запечатлеться в нашем сознании, нашей картине мира. Кроме всего этого, жанр – и «Європа» – отличается от других тем, что там просто жизнь, а тут жизнь как работа и работа как жизнь. Герои редко оказываются за пределами места работы и по‑настоящему живут только здесь, проявляют себя, их характеры раскрываются и формируются в профессиональных обязанностях, и человеческие взаимоотношения между ними, продавцами, менеджерами, замами, завами, регулируются должностными. Да, это система, но все-таки нет, они не винтики в ней, не совсем, вы увидите.

И еще следует отметить стиль «Європы»: если производственный роман, как ни крути, жанр массовой литературы или близкий к ней и стиль его, скажем так, не на первом месте, не отличается особым изяществом, то «Європа», возрождая жанр, возрождает его уже в высокой литературе, а не массовой, как это сделал с жанром триллера Фаулз в «Коллекционере» и «Волхве» или с жанром мелодрамы Варгас Льоса в «Тетушке Хулии и писаке» и Кальвино в «Если однажды зимней ночью путник». Стиль «Європы» сдержанный, минималистичный даже временами, изгнавший из жанра вульгарные заигрывания с читателем и виньеточки, но внесший в него очень‑очень тонкую, глубинную, всепронизывающую иронию, замечательно помогающую развиваться фабуле и проступать скрытому смыслу. В том числе и почему роман называется «Європа». Вот для примера цитаты.

28-13-2.jpg
Герои редко оказываются за пределами места
работы и по-настоящему живут только здесь
Борис Кустодиев. Гостиный двор. 1921. Листы
из альбома «Шестнадцать автолитографий
Б.М. Кустодиева». Русский музей
«Каталог норда удивил Ждана, вернее – озадачил. «Недорогие отечественные» на фотографиях были забиты всякими экзотическими фруктами (их названий Игорь и не знал), шампиньонами, консервированными ананасами, фужерчиками с разноцветным желе, минералкой в стеклянных бутылках – никаких тебе кастрюль и накрытых тарелками мисок; в морозилках лежали тигровые креветки, шоколадные пирожные, коробки с пиццей и пакеты с овощными смесями. Некоторые продукты кочевали из модели в модель, словно были обязательными пунктами потребительской корзины.

– Глянь, чем питаются владельцы донбассов, – скажет Ждан Чижову.

– Если на картинке будут привычные колбаса да каша, – ответит Костя, – не возникнет мостика, – то, о чем мы говорили, помнишь? На фига тогда деньги тратить? Покупать билеты на автобус, который никуда не поедет?

«Олейников не обманул – субботним утром нельзя было не заметить, что магазин открылся: люди все шли и шли, будто ко входу подкатила набитая электричка и выйти в город можно было только через вокзал‑супермаркет. А заодно – раз уж все равно здесь – почему бы чего‑нибудь не присмотреть, не прикупить. «Лосось пошел, медведи – не спать!» К слову, олейниковское «не хочешь, а продашь» следовало понимать буквально: «Здравствуйте», – сказал Ждан «пляжнику» в шортах‑футболке и вьетнамках и через десять минут продал ему вертикалку индезит; «Эта модель с сушкой», – подсказал Ждан и выписал стоящую рядом, без сушки».

Харьков


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1521
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3431
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2510
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2025

Другие новости