0
3830
Газета Проза, периодика Интернет-версия

29.08.2019 00:01:00

С городом заодно

Как пермяк из Facebook в прозаики вышел

Тэги: пермь, фейсбук, леонид юзефович


пермь, фейсбук, леонид юзефович Павел Селуков подписывает свою книгу на «Большой книжной ярмарке» в Перми. Фото Айбека Оразбаева

С осени 2016 года пермяк Павел Селуков публиковал в Сети по рассказу в день, писал же и того больше – по два, а то и по три. И уже спустя полгода после того, как стал выкладывать в Facebook свои короткие прозаические произведения, иначе как писателем читатели его не называли. Число их неизменно прирастало, Селукова хвалили, не скупясь. Благодарили простодушно и витиевато и ждали все новых и новых рассказов. И тот ко всеобщей радости эти ожидания раз за разом оправдывал. Спустя некоторое время на молодого автора подписался Леонид Юзефович, который, оказывается, «регулярно читал страницу пермского журналиста, прозаика и поэта Павла Селукова» и в своем посте на том же Facebook в мае прошлого года отметил: «Среди моих молодых земляков нет, пожалуй, другого литератора с таким несомненным писательским даром».

Далее логичнейшим образом последовали участие Павла Селукова в Форуме молодых писателей России в Ульяновске, публикации его рассказов в пермском литературном журнале «Вещь» и в «толстом» журнале «Знамя», который по итогам 2018 года удостоил его звания лауреата. И наконец, выход в свет полноценной книги – сборника рассказов «Халулаец». Пару месяцев назад молодой писатель удалил свои аккаунты в социальных сетях, мотивировав этот поступок необходимостью сосредоточиться на работе. «Сейчас я пишу роман и повесть, хотелось бы целиком заняться этим», – сообщил он журналистам. Таким образом, рассказы, составившие его первую книгу, становятся тем доступным сводом текстов, с которых можно начинать знакомство с творчеством Селукова и которые можно перечитывать в ожидании его новой книги.

Итак, «Халулаец». С этой книги стартовала серия «Проза наших дней. Новая традиция» казахстанского издательства «Фолиант». В сборник вошло ровно 50 рассказов, события в которых происходят в период с 1990‑х и до наших дней в Перми, «городе труб и огней», и на прилегающих территориях. Все эти короткие произведения так или иначе затрагивают крайние человеческие состояния: страх, ярость, возбуждение, жестокость, любовь – собственно, из любви и растут ноги почти каждого из них. В каком‑то смысле все рассказы образуют биографию одного героя.

30-13-13_t.jpg
Павел Селуков.
Халулаец. – Астана:
Фолиант, 2019. – 368 с.
(Проза наших дней.
Новая традиция).
В этих трагикомичных, ироничных, дерзких, хлестких, свободных от литературных штампов произведениях органично сочетаются брутальность и лиризм, метафоричность и простота. Автор умело использует самые разные пласты русской лексики, а изобразительная сила и темп повествования у него всегда стремятся к оптимальному балансу. В «Халулайце» нет Печориных, но все персонажи – герои нашего времени. И маргинальность, или неприспособленность к жизни, или чудаковатость, или безбашенность, или принципиальность «по понятиям» у них не врожденная, а приобретенная, они такие – потому что жизнь такая. Потому что так часто бывает: «уходит из человека уверенность, что все непременно сложится и гармония придет», и не получается у него больше просто жить, и как он ни пробует по‑разному, внутренне и внешне, результат, как правило, один и тот же: «будто меня из Эдема выгнали и я слоняюсь». И тогда – да гори оно синим пламенем! – совершаются поступки, в которых отчаяние гармонизируется любовью к жизни. Что до жизненности историй Павла, то эту особенность отмечают все читатели, а не только пермяки и жители средних и малых населенных пунктов Пермского края, таких, скажем, «камерных» городов, как Краснокамск, который «зимой напоминает гараж Курта Кобейна». Ведь жизнь, как и литература, не ограничивается приуральской местностью, и героя Селукова приключения находят и в Северной столице. Но и там корневая привязанность к Перми, да что там – любовь к родному городу берет свое, потому что Пермь, в отличие от Петербурга‑объекта, это субъект, и там герой «действует с городом заодно, а в Петербурге – как бы на его глазах». Наверное, поэтому пермская настоящесть произведений Павла Селукова и его индивидуальная авторская интонация так подкупают читателей из разных уголков нашей большой страны. А еще потому, что, как говорится в издательской аннотации, «в каждом из нас найдутся черты селуковских непоседливых подростков, мечтательных юношей, философствующих провинциальных интеллигентов, снобов и казанов районного масштаба, маргиналов, раздолбаев, доморощенных юродивых и неприкаянных душ…»

В целом своеобразие прозаического творчества Павла Селукова очень точно и емко охарактеризовал Леонид Юзефович, чьи слова вынесены на обложку «Халулайца». Остается их только процитировать. «Мне кажется, – говорит большой мастер слова, – тридцатитрехлетний Павел Селуков из Перми – именно тот писатель, которого не хватало нашей литературе, чтобы напрямую, без сложной системы зеркал, отразить современность и при этом вернуться к своим истокам – к раннему Достоевскому, например… Павел Селуков – один из немногих наших молодых писателей, кто не занят самовыражением, но пишет о людях и для людей. Уверен, что его рассказы найдут благодарного читателя».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Живые мертвые. Премьера оперы "Пиковая дама" в Перми

Живые мертвые. Премьера оперы "Пиковая дама" в Перми

Марина Гайкович

0
5359
"Мизантроп" обернулся филантропом

"Мизантроп" обернулся филантропом

Марина Гайкович

Спектакль по пьесе Мольера поставили в Перми

0
3970
Пастернак, Чехов и любовь сделали из чиновника человека

Пастернак, Чехов и любовь сделали из чиновника человека

Наталия Григорьева

В фильме "Культурная комедия" заммэра и учительница изучают историю Перми

0
18113
Стерильный Бедлам Стравинского и "дело врачей" Моцарта

Стерильный Бедлам Стравинского и "дело врачей" Моцарта

Владимир Дудин

В Перми представили оперы "Похождения повесы" и "Волшебная флейта"

0
4241

Другие новости