Олег Лапшин. Виниловый человек. – Томск: ЗАО «Издательство «Красное знамя», 2019. – 352 с. |
В прозе Лапшина органично переплетаются быт и мистика, история и повседневность. Да и сам автор – фигура разноплановая: доктор физико-математических наук, поэт, прозаик, финалист премии «НГ» «Нонконформизм», лауреат городского литературного конкурса «Томская книга» и юбилейного областного фестиваля «Томская книга»… Тема его кандидатской диссертации – «Математическое моделирование высокотемпературного синтеза материалов на основе интерметаллида Ni3Al и карбида титана TiC», докторской – «Макрокинетика высокотемпературного синтеза химических соединений в условиях теплового взрыва порошковых смесей». В интервью (см. «НГ-EL» от 26.09.13) на вопрос о том, как уживаются в нем физик и лирик, Лапшин ответил: «Думаю, живущий во мне физик тихо радуется тому, что лирику несладко – ведь получается, что пусть и формально, но по казенным бумагам в моем «я» он занимает главенствующее место. Поэтому радость физика, смешанная с печалью лирика, порождает спокойный, нордический настрой, помогающий с философской отрешенностью взирать на свою провинциальную жизнь. А вот тем нашим литераторам, не имеющим в себе радостного физика, приходится воистину тяжело. Честно сказать, страшно смотреть, как живущие в провинции по-настоящему талантливые люди буквально «сходят с ума» от ощущения своей невостребованности, ненужности всего ими созданного – это ужасно…»
Его персонажи в лучших традициях русской классики – «маленькие люди», живущие в провинции, – не лучше и не хуже других. Но от этого их судьбы не менее интересны: «Жил один человек, совсем одинешенек, в его доме не было иконы, но он почему-то считал, что его любит одна лежащая у него на кухне чайная ложка. Ложка была самая обыкновенная, железная, но имела, как ему казалось, даже некоторую фигуру, разукрашенную выгравированными на ней цветами…»
Как сказано в предисловии филолога Ольги Калашниковой, «герои Олега Лапшина совершенно разные люди: счастливые и несчастные, самодостаточные и ничтожные. Их жизнь автор показывает в особом, оригинальном и зачастую в нарочито помпезном стиле. Читатель не найдет ни осуждения, ни нравоучительства, но получит право самому оценить героев…»
Некоторые рассказы из сборника – «Остров трех шестерок», «Исчезающий профессор», «Мирмесов и Мульнов», «Беспардонное отношение», «И сверху бантик» и другие – ранее печатались в «НГ-EL».
комментарии(0)