0
4798
Газета Проза, периодика Интернет-версия

07.10.2020 20:30:00

Эротические приключения, которые не приносят счастья

Метания между сумбурной Москвой, европейским Минском, украинской деревней и солнечным Ереваном

Тэги: проза, история, ссср, сказка, эротика


38-13-12250.jpg
Марина Брагина. Метафизика
души. – М.: Ridero, 2019. – 350 с.
«Метафизика души» – вторая книга Марины Брагиной, до этого был роман «Неформат» (2017), написанный в соавторстве с востоковедом-китаистом Игорем Самбором. В новом произведении Брагиной представлены многие реалии современной жизни, и это несмотря на то, что события романа происходят в не столь от нас далекую советскую эпоху. Время и люди, изображенные в нем, воспринимаются как совершенно современные.

И этому изображению современности со всеми ее в основном издержками служат все художественно-стилистические средства, употребленные автором, способ изображения людей, их внутреннего мира, поведения, их морали, наконец. На страницах книги Брагиной изображены именно современные люди и современная жизнь со всеми ее атрибутами, положительными, а чаще негативными сторонами. Именно такова главная героиня – эстрадная, скорее кафешантанная, певица Танюшка, самая обыкновенная, заурядная молодая женщина, не наделенная никакими особыми дарованиями, с ее серией не очень удачных и не очень счастливых романов и замужеств, всегда почему-то, по прихоти судьбы, заканчивающихся смертью ее избранников, ее эротические приключения и переживания, которые в результате так и не приносят ей желанного счастья. Ее внутренняя неприкаянность, ее метания между сумбурной, очень сложной Москвой, почти европейским Минском, украинской деревней, откуда она родом, и солнечным Ереваном и его горными окрестностями – все это, по замыслу автора, и призвано показать «метафизику» души героини в совокупности с многочисленными бытовыми, жизненными реалиями, но главным образом в сочетании с тем мистическим элементом, который имеет большое значение в художественном строе романа Брагиной. Поэтому повествование приобретает порой явственный сказочно-фантастический характер. Но с нашей точки зрения (быть может, мы и ошибаемся и не настаиваем на своем мнении), эти мистические вкрапления выглядят порой несколько искусственно и нарочито, на наш взгляд, они иногда не вполне органически связаны с общим развитием сюжета – но такова, по всей видимости, была исходная авторская художественная сверхзадача, если употребить известный термин Станиславского, и в таком случае, пожалуй, и не поспоришь.

Поэтому возвышенно-романтический строй повествования с элементом сказочности, хотя в героине и окружающих ее людях – мужчинах, которых она любила, ее подругах и знакомых, иногда случайно ею встреченных, – романтического нет ровным счетом ничего, может быть, как нам представляется, оправдан только тогда, когда мы читаем пластически-выразительные, надо признать, описания природы или когда видим в тексте романа литературные реминисценции. Все это подкупает своей искренностью, взволнованностью и, мы бы сказали, непосредственностью авторского чувства. И это во многом именно то, что когда-то в 1858 году Чернышевский определил как «диалектику души», делая критический разбор ранних произведений Льва Толстого, – но только, разумеется, в несколько ином смысле.

Все остальные герои романа обрисованы очень резкими и выпуклыми чертами, диалоги в нем также вполне выразительны, однако некоторые грубые внелитературные слова и речения, которые порой позволяет себе употреблять автор, тем самым отдавая, быть может, невольную дань не самым лучшим проявлениям современной словесности, по нашему мнению, просто лишние и ненужные.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российско-китайский договор – царское дело

Российско-китайский договор – царское дело

Владимир Скосырев

Секретный союз об обороне был заключен в Москве в 1896 году

0
470
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
3823
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
3499
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
2247

Другие новости