Герой был наказан за преступление, которое еще только должен совершить в будущем. Иллюстрация из книги |
Владимир Покровский – лауреат ряда литературных премий, в том числе спецпремии «НГ» «Нонконформизм», яркий представитель так называемой четвертой волны российской фантастики, поднявшейся в 80-е годы, автор романов «Танцы мужчин», «Дожди на Ямайке», «Пути-Пучи», «Персональный детектив», нескольких повестей и множества рассказов и миниатюр. Его фирменный прием – соединение традиции классической научной фантастики с элементами сюрреализма и постмодернизма. Вот и в его новой повести все начинается как традиционная, даже заурядная, построенная на штампах НФ, а потом превращается в жестокий сюр. История, которая вначале кажется ироничной, очень скоро становится страшной. То Борхес вспоминается, то Марк Шагал. Особую атмосферу отстранения придают книге иллюстрации Алексея Филиппова.
Герой повести Константин – журналист, научный обозреватель в полуглянцевом издании. От изобретателя-любителя он получает прибор под названием «усижел» – «усилитель желаний». Это не единственный неологизм в произведении, и китчевость этих названий превращается в стилистический прием, еще глубже погружающий читателя в мир абсурда. Одно за другим следует череда неожиданных Переключений (именно так – с большой буквы) одного мира на другой – чем-то похожих друг на друга, в чем-то отличающихся… Каждый поворот неожиданный до предела.
Владимир Покровский. Фальшивый слон. Переключения Константина Архаровского, рассказанные им самим: Повесть. – М.: 2020. – 216 с. |
Произведение непривычно для прозы метафорично. В одном из миров герой видит готический собор, украшенный фигурами экзотических животных, созданных скульптором, который не видел оригиналов. Этих зверей ему описали, и они получились похожими, но неуловимо фальшивыми. Так же фальшивы миры, в которые попадает Константин. Он теряет семью, работу и даже свое собственное имя. В довершение становится убийцей.
В выходных данных жанр произведения определен как «повесть». Но все же по насыщенности действия и количеству сюжетных линий, пусть и пунктирно набросанных, но очень точных и ярких, «Фальшивый слон» – это скорее роман. Только маленький.
комментарии(0)