0
4069
Газета Проза, периодика Интернет-версия

16.08.2023 20:30:00

Жизнь во всей пестроте оттенков

Новеллы, зарисовки и другие произведения сестры Марины Цветаевой

Тэги: анастасия цветаева, марина цветаева, воспоминания, очерки, эссе, рецензии, филология, осип мандельштам, иван цветаев, максим горький, борис пастернак, максимилиан волошин, семья, искусство


29-13-1480.jpg
В этой книге судьба Анастасии Цветаевой
открывается по-новому. 
Фото с сайта www.goskatalog.ru
Книга «Букет полевых цветов» Анастасии Ивановны Цветаевой (1894–1993) является собранием небольших по объему произведений писательницы разных жанров: очерков, мемуарных зарисовок, отзывов и рецензий, новелл и эссе, предисловий и приветствий. Название более 30 лет назад было придумано самим автором, но сборник, для которого оно предполагалось, вышел под заглавием «Неисчерпаемое» (М., 1992). Неисчерпаемым кажется и это новое издание: столь многое открывается через него в судьбах Анастасии Цветаевой и ее близких, друзей, знакомых, в книгах и встречах с известными творческими людьми, в отношении к животным, в памятном для нее давнем и беспокойном настоящем эпохи перестройки.

Ценным для читателя представляются сами тексты, выбор которых осуществлен составителем – литературным секретарем и редактором писательницы Станиславом Айдиняном. И дело не только в том, что размещенные в восьми частях книги произведения большей частью публиковались в 1980–1990-е лишь в периодике, малодоступной на сегодняшний день, а некоторые и вовсе предстают перед читателем впервые. Важно, что очень многое воспроизведено по прижизненным авторским рукописям с учетом их полного объема, а также правок и примечаний писательницы.

Главная логическая и хроникальная линия книги определена движением от воспоминаний внучки писательницы Ольги Трухачевой и Станислава Айдиняна, столь родных и родственных по духу Анастасии Ивановне людей, – к воспоминаниям о тех, кто так много значил в судьбе писательницы, к ее опытам самоопределения через вопросы религии и – шире – духовности, к оценкам собственного творчества и творчества других, событий давних, но незабвенных. Завершается эта немалая книга краткими текстами, ставшими приветствиями, обращениями к современникам, живущим в 1970-х – начале 1990-х. Получился том энциклопедического характера, продолжающий и развивающий многие темы лучшей, на мой взгляд, двухтомной мемуарной книги XX века – «Воспоминаний» Анастасии Цветаевой и ее же последнего прижизненного сборника очерковой прозы «Неисчерпаемое», книги «Мастер волшебного звона» и др.

Новое открывается и в знакомых произведениях, благодаря их сближению-соседству с другими. Так, вторая часть книги начинается с главы «Мой путь к религии», а завершают ее размышления о животных «Непостижимые» и эссе «Мы никогда не бываем одиноки». Другой внутренний сюжет образуют главы «Разруха», «После Марины», «Родные сени» – рассказанная в них в история одного утраченного дома Марины в Борисоглебском сменяется историей неожиданного обретения другого, преображенного, но памятного дома в Первом Казачьем переулке, того самого дома, в котором Марина, Сергей и их маленькая дочь Аля были счастливы в 1913 году. И дальше – «Поиск прошлого» и «Маринин дом в 1980 году»: радость возвращения и сохранения уже для всех нас дома в Борисоглебском, ставшего музеем.

29-13-12250.jpg
Анастасия Цветаева. Букет
полевых цветов / Сборник
очерков, откликов, статей, эссе,
рецензий.– М.:
Серебряные нити, 2023. – 480 с.
Сквозные мотивы в «Букете полевых цветов» – это мотивы Дома, Семьи, Искусства, Чуда и Памяти. Есть они и в тех произведениях, которые мне довелось прочитать впервые именно в этой книге: очерк «Внучка Наташи Ростовой», отклики на творчество Рюрика Ивнева, обращение к чтице Валентине Алексеевне Поповой, отзыв на рассказ Марины Кравцовой «Пощечина», «Несколько слов о друзьях-писателях». Необычно небольшое повествование, названное «Чудо?». Это воспоминание автора о том, что она пережила в вологодской тюрьме в марте 1949 года, когда была арестована в третий раз. Явление умершего еще в 1917-м мужа Маврикия Минца, связанное с ним ощущение его реального присутствия, слов и дыхания его было зримым и спасительным для нее, дающим силу пережить новые испытания: разлуку с сыном, невесткой и внучкой, допросы и ссылку в Сибирь на вечное поселение. Читая, невольно вспоминаю, что тюрьма для политических в Вологде располагалась тогда в уцелевших от Свято-Духова монастыря стенах. Сегодня в единственном сохранившемся здании, пережившем более трех веков, восстанавливается храм Сошествия Святого Духа, уже идут службы. И совсем рядом находится памятник погибшим и пострадавшим от политических репрессий.

Герои произведений, включенных в издание, это тоже история XX века с ее страданием, болью, высотой духа, любовью к «искусству при свете совести». Среди них Иван Цветаев, Марина Цветаева, Максимилиан Волошин, Максим Горький, Борис Пастернак, Тихон Чурилин, Николай Бердяев, Осип Мандельштам. С не меньшим сердечным участием, благодарностью и желанием успеть передать «драгоценные достоверности» судеб читателю написала Анастасия Цветаева и о своем сыне Андрее Трухачеве, подругах Майе Кювилье-Кудашевой-Роллан, Евгении Куниной, Марии Кузнецовой-Гриневой, Раисе Ширвиндт. Удивительное сомыслие и сопереживание обнаруживала писательница, откликаясь на творчество других: художников Олава Марана, Ирины Бржеской; поэтов Рюрика Ивнева, Евгения Винокурова, Валерия Исаянца.

Пристальный критический взгляд автора на исследования, открывшие дорогу цветаеведению, ее обращения, поддерживающие общественное внимание к цветаевским музеям, любовь к литературе, также обозначены в книге.

Разные по свойствам тексты, в том числе рецензии на книги о деятелях науки, в «Букете полевых цветов» объединяет и поддержанный общим заглавием призыв ценить естественную, простую радость земной жизни, принимать ее во всей пестроте цветов и оттенков и стараться передать другим через образы людей и поэтическую мелодию прозы. Сохраненный в произведениях авторский курсив помогает услышать важнейшие смысловые акценты, живую интонацию Анастасии Ивановны.

Богатое по содержанию издание внутренне свободно по темам и композиции – оно не обрекает на последовательное чтение. И при этом оно позволяет ощутить глубину мировоззрения, многогранность интересов и творческих свершений прежде всего самого автора – личности не менее эпохальной, хотя и, безусловно, иной, чем ее сестра Марина Цветаева.

Вологда


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Милена Фаустова

В Ватикане выставлена раннехристианская реликвия

0
5866
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
3022
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
2883
Он человек порядочный

Он человек порядочный

Виктор Леонидов

Почти тысяча писем академика Дмитрия Лихачева

0
3745

Другие новости