Владимир Сорокин. Наследие: роман. – АСТ: Corpus, 2023. – 352 с. (Весь Сорокин) |
Как часто у Сорокина, в романе не только множество загадок, аллюзий, перекрестных книжных связей, умственной игры, но и грубой, а по нынешним временам еще и вызывающей, почти фрондерской физиологии. «Ксиобо и Лена решили жить вместе четыре года назад, когда гигант, хорошо заработав в Бийске на рытье братских могил, решил разгуляться. Выпив три ведерных стакана гаоляновой водки и натрескавшись свинины с лапшой, он направился в местный публичный дом, где, судя по рекламе, работали две большие женщины. Но не повезло: одна из женщин оказалась больной коровьим гриппом, другую увели в баню демобилизованные алтайцы. Ксиобо хотел было по пьяни (трезвый он был само спокойствие) проломить кулаком что-нибудь в поганом борделе, но его остановила матерной тирадой крохотная проститутка».
В этом не очень отдаленном будущем вся Россия – огненная, раздробленная, окитаевшаяся постапокалиптическая территория, в которой инвалиды все – и сам Гарин, передвигающийся на протезах, и его дети, рожденные от мутанток и говорящие на сломанном языке, и сам язык многих персонажей.
Противостоит этому гною и крови, распадающейся абсурдистской и ненадежной реальности – дар вкушения литературы. Не просто через чтение и писательство, а новым, особенным способом, через некое литературное молоко, из которого можно лепить творожные романы, из которого, возможно, слеплен и сам метароман «Наследие», тем более что иногда совершенно не ясно, случились уже описанные в нем события или только готовятся к воплощению. Впрочем, немудрено, что художественное время в тексте современного русского писателя настолько запутанно и нелинейно, у нас и за окном порой неясно что – настоящее, будущее или в который раз снова прошлое. Так что Сорокин попал в яблочко, как всегда. n
комментарии(0)