0
1023
Газета Проза, периодика Интернет-версия

24.12.2025 17:02:00

От лирики до анекдота

Когда любовь сталкивается с бытом, иронией и абсурдом

Тэги: попов, любовь, проза


48-12-13250.jpg
Любовь и… Сборник рассказов
слушателей Высших
литературных курсов
Литературного института
им. А.М. Горького. Семинар
прозы Е.А. Попова. – М.:
Литинститут, Русский ПЕН-центр,
Библио ТВ, 2025. – 128 с.
Сборник «Любовь и…», представляющий работы выпускников Высших литературных курсов Литинститута (семинар Евгения Попова), – это не дебютный сборник ученических опытов, а заявка на появление в литературном поле новой генерации уверенных авторов. Многосоставное «и…» в заглавии точно отражает палитру книги: любовь здесь сталкивается с бытом, иронией, абсурдом, смертью и светлой грустью. Разнообразие интонаций – от филигранной лирики до гротескного анекдота – не создает впечатления разрозненности, а, напротив, демонстрирует широту возможностей современной короткой прозы, объединенной школой мастера и внимательным, цепким взглядом на реальность.

Юмористическая линия в сборнике оказывается не просто развлекательной, а исследовательской. Олег Маслов в миниатюре «Тореро» через курьезный подарок (гитара, оказавшаяся басом) несколькими штрихами рисует портрет «маленького человека» в офисной рутине. Однако автор избегает чисто чеховского трагифарса: его герой, преодолев досаду, осваивает неожиданный инструмент. Этот финал – тихая победа, формула житейской стойкости, возвращающая рассказ в традицию гуманистической юмористики. В ином ключе работает анекдот у Ольги Зюкиной. Ее «Два концерта в один вечер» – отлично сконструированная история об учительницах, попавших на концерт кумира подростков. За смешной ситуацией встает целый мир ностальгии, острых портретов учеников и тонкой школьной психологии. Рассказ обладает таким запасом деталей и плотности, что закономерно рождает желание увидеть его продолжение.

Одной из центральных, почти рефреном звучащих в книге, стала преподавательская тема. Рассказы Анны Сапожниковой («Первое лицо», «Потерянные ключи») и Владимира Самородова («Пиджак») выводят образ современного педагога за рамки клише. У Сапожниковой фарс и житейская мудрость соседствуют с почти достоевской способностью через бытовую мелочь (потерянные ключи) обнажать личную драму. Самородов же находит идеальную метафору вещи – вельветовый пиджак, в который его герой, отстраненный от преподавания за чтение стихов на уроках права, одевается для лекций. Забытый в аудитории пиджак становится символом прощания не с работой, а с частью себя, что превращает этот «анекдот» в подлинно пронзительную историю.

Лирическое исповедальное начало представлено в сборнике не менее сильно. Татьяна Гржибовская в рассказе «Ветер» с удивительной чуткостью передает физический и эмоциональный мир ребенка, где катание на самокате становится философией сопротивления, а первое столкновение с мыслью о смерти смягчается теплом матери. Ее проза поэтична и осязаема одновременно. Анатолий Трофимов в зарисовке «В Лыткарино» показывает умение находить поэзию в подмосковном пейзаже.

Издание такой книги усилиями Литинститута и Русского ПЕН-центра является жестом поддержки «среднего поколения» литераторов, уже вышедших из дебютного возраста, но еще не ставших «главными именами». 


Читайте также


«Огненный ваятель»

«Огненный ваятель»

Рассказ, написанный искусственным интеллектом на сюжет, придуманный человеком

0
856
Без талонов носки не продаются

Без талонов носки не продаются

«Сокровенная проза» Ольги Харламовой о чудесном советском быте и очередях за ширпотребом

0
352
За проезд

За проезд

Константин Арбенин

Метафизическая встреча в обыкновенной маршрутке

0
246
На работу на роликах

На работу на роликах

Сергей Конышев

Мушкетеры перестройки не устояли против комсомольцев Ришелье

0
307