0
1544
Газета Маcскульт Интернет-версия

13.01.2000 00:00:00

"Статский советник" Бориса Акунина
Гремучий студень русского вопроса


Борис Акунин. Статский советник.: Роман. - М.: Захаров, 1999, 284 с.

КРАСОТА - это, конечно, страшная сила. Но есть и пострашнее.

- О, нет! - вскричала Анжелика, когда на нее набросился злодей. - О, нет! - спустя 10 минут на нее бросаются трое других и снова мнут красивое платье... В детстве я обожала этот фильм: непонятно и здорово. А про революцию казалось все ясно и скучно. Теперь наоборот, и, подозреваю, не только со мной. Красная романтика, белая, а теперь и вовсе все смешалось: народ и интеллигенция, интеллигенция и революция - только "слезинки ребенка" по-прежнему хоть в ведра собирай. Мы опять уперлись в исходный русский вопрос. Тупик. Остается снова смотреть Анжелику? Или все-таки "Место встречи изменить нельзя" - там хоть и рассуждают про "эру милосердия" типа "сначала мы победим, а жалеть после будем", но совсем ненавязчиво на фоне добротной детективной интриги.

Григорий Чхартишвили, нет, именно Борис Акунин нашел поистине дзэнское решение. Страха нет. Нет тоски. И глумливого постмодернового веселья - ни грана.

"Декоратор" - предыдущая акунинская повесть про потрошителя красоты - могла стать последним росчерком в стремительном, как выпущенная стрела, творчестве беллетриста. Но исповедь автора-потрошителя оказалась кунштюком. Головокружительным, надо признаться. Зато теперь этот локомотив ничто не остановит. Даже гремучий студень русского вопроса.

Аплодисменты от благодарных читателей.

"Статский советник" - детектив политический. Причем внутриполитический, то есть "кто виноват" и "что делать". Молодые народовольцы не могут спокойно смотреть на варварскую эксплуатацию рабочих, на унижение инородцев, на ханжество буржуазной морали - и начиняют шурупами студень самодельной взрывчатки, и швыряют гремучую смерть в ненавистных опричников режима. Честные служаки не могут спокойно смотреть, как революционная зараза влечет страну в бездну, - и хватают дерзких бомбистов, и пытают их зверски, чтобы выдали главарей. У тех и других своя правда, те и другие равно убедительны, автор же изо всех сил старается оставаться беспристрастным.

Разве что иногда улыбается. Нет, это даже не юмор, а что-то вроде улыбки Джоконды. Вот, например, любовная сцена. После разгона сходки революционной молодежи Фандорин возвращается домой за полночь. А у калитки его встречает одна очень хорошенькая и очень воинственная барышня с той сходки. - Вы негодяй! Я вас ждала два часа и вся окоченела! Ненавижу! Опричник! Ищейка! - и достает из муфты крохотный дамский револьверчик вроде велодога. Эраст Петрович присмотрелся повнимательнее... да и поцеловал. Жаль, что сцена не прописана. Впрочем, любовная интрига - это второй план.

А первый - тема предательства. Предают и тех, и этих. Более того, именно предатели становятся той третьей силой, которая все время побеждает в безысходной гражданской войне (пока еще локальной, необъявленной). Автор ставит своего сыщика в унизительное положение - следовать всегда в хвосте, и не за кем-нибудь, а именно за предателем.

Зачем?

И почему Фандорин оказывается не в силах угадать ни предателя в полиции, ни лидера в "Боевой группе" народовольцев? Даже тогда, когда проницательный читатель уже догадался.

Может быть, потому, что шпионить за своими товарищами мерзко. В полиции Фандорин служит, а с революционеркой - крутит любовь. Барышня страдает и жалуется, Фандорин молчит и бездействует. И решительно отказывается от услуг осведомителей - а какая без них работа в тайной полиции?

С бездействием вообще интересно получается. В трудную минуту - а таковой все чаще становится вероятность оказаться в смешном или нелепом положении - Фандорин вспоминает изречения Мудрейшего учителя, не говоря о том, что в минуту смертельной опасности он вспоминает не что иное, как уроки ниндзя...

Японский мотив в акунинском сериале вообще звучит все явственней. Любовь у Фандорина в каждом романе новая, помощники новые и противники новые. И только японский слуга Маса, раз возникнув, остается тем же и таким же.

Верткий и простодушный японец, живя в Москве не один год, ни на йоту не обрусевает, а вот Фандорин - "объяпонивается" не на шутку. И в церковь не ходит.

Похоже, здесь зарыта какая-то собака - не хочется думать, что та гнусная, которая изображена на обложке. Может быть, так: оставаясь вполне русским, да еще русским интеллигентом, невозможно не только решить извечные "кто виноват" и "что делать", но невозможно вообще уберечь свой разум от схизиса. Или тупой фанатизм - красный ли, белый ли - и реки крови соотечественников. Или метания и безумие.

Однако есть третий путь. Дзэн-буддизм нас учит, что он есть всегда. В том-то и дело, что вопрос о "слезинке ребенка" вообще не имеет ответа в системе европейской рациональной логики. Прибегнув же к восточной мудрости, Фандорин исхитряется ни разу не уронить лица и не замучиться совестью. А его автор исхитряется, с головой окунувшись в мало того что больные, но еще и 40 тысяч раз выстраданные и выговоренные, в прозе и поэзии, в философии и истории, наконец, на советских кухнях, извечные русские вопросы, сохранить при этом не только ясность разума, но и всю прелесть легкого, изящного письма.

Кстати сказать, есть третий путь и в православной культуре - монастырь. Не случайно новый персонаж, новая "мисс Марпл", как обещал нам Акунин в своем интервью (см. "EL-НГ" от 23.12.99), будет монашкой.

Еще одна деталь. Чем дольше зависает Фандорин, тем яснее проступает другой, неназванный персонаж - сам автор, который очень-даже-действует. Он играет с читателем и сам с собой, при этом ни разу (до сих пор) не позволив себе ни одной прямой авторской ремарки, ни одного лирического отступления. Это похоже на игру втемную. И без прикупа: решив испытать судьбу, Акунин отказался от помощи своего героя, не дав ему возможности блистательно распутать преступление. Каждый игрок знает, что если фокус без прикупа втемную и проходит - то только раз, потом логика удачи требует надолго затаиться и уйти в тень. И не в рамках одного романа, а в масштабах всего проекта. Пусть играют другие - Фандорин, монашка, читатель, кто угодно. Читатель прежде всего. И пока у него есть Акунин, разве придет в голову глазеть на Глеба Жеглова, я уж не говорю на Анжелику - скучную и не такую даже красивую...

Разумеется, уйти в тень не значит засесть в почетные президиумы и не писать. Можно уйти в тень своих героев, их взаимоотношений друг с другом и с читателем - подначивать, стравливать, подсаживать... одним словом, вистовать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1545
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3461
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2535
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2048

Другие новости