0
916
Газета Маcскульт Интернет-версия

06.07.2000 00:00:00

Про не наших


Владимир Березин. Небо в клетку. - М.: ЭКСМО-Пресс, ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000., 384 с.

ВЛАДИМИР БЕРЕЗИН родился в 1954 году в г. Иваново. По профессии - математик. По призванию - поэт. В настоящее время пишет романы в стиле "экшн" - гласит надпись на обложке, справа от фотографии самого автора: худенького чернявенького мужичка с густыми бровями, пушистыми усами и впалыми глазами. Поэт. Почему тогда книги в стиле "экшн" пишет? А может, в них есть что-то поэтическое? Ну, например: "Утро было серым и волглым от выпавшей росы" или "Этот звук тонкой иглой пробил атмосферу и унесся в космическое никуда", или даже "Я обуглился изнутри", а может быть и "Дождь возник внезапно. Несколько раз с треском разорвало небо" - это о поэзии. А что касается "экшена", то уж его-то здесь хватает. Вот только, кроме этого самого "экшена", больше ничего и нет. Герой романа действительно постоянно попадает в разные передряги, каждую секунду рискует жизнью, вопрос только: для чего? Затрудняюсь ответить.

Боевики обычно не блистают разнообразием сюжетов и тем. Самая избитая и пошлая - это тема мести человека обиженного. Далее следуют лишь вариации: кто обидел и кому надо за это мстить?

Такова тема и романа Березина. Попробуем разобраться, на кого обижен герой Березина и кому он мстит.

"В недавнем прошлом Храмов служил в управлении ФСБ по борьбе с терроризмом, где руководил одним из силовых подразделений. Во время операции по освобождению заложников, захваченных в одном из южных городов России ваххабитами, он смертельно ранил пресс-атташе одной из крикливых политических партий, невесть как очутившегося среди заложников. Газеты выплеснули на общественность множество статей, обвиняющих ведомство в политической ангажированности. Чтобы как-то остановить этот грязевой поток, руководство управления уволило Храмова из органов. Общественность успокоилась, а Храмов оказался за воротами без выходного пособия и с размытыми перспективами".

Здесь вроде все понятно: сделали из человека "козла отпущения". Это еще не повод для мести. Но чем может заниматься специалист по борьбе с терроризмом в нормальной жизни? Уж точно не охранником в киоске работать. Скучно. Естественно, когда Храмов узнает, что его подруге адвокату угрожают в связи с делом, которое она ведет, герой сразу берется помогать ей. Дело оказывается серьезным, замешаны большие деньги и большие люди. Храмов понимает, что соприкоснулся лишь с малой частью огромной преступной структуры. И тут убивают подругу. Стоп. Внимание! Повод для мести нашелся. И было бы вполне естественно и логично найти виновного в смерти любимой женщины и отомстить. Так нет же. Эта линия обрывается где-то на середине. Храмов ввязывается совсем в другую операцию, не имеющую ни малейшего отношения к убитой подруге. Создается ощущение, что автор посмотрел несколько боевиков, что обычно на ночь показывают: один про мускулистого мужчину, который мстит за смерть жены, другой про террористов, захвативших самолет; к этому добавил сюжет из криминальных новостей - про маньяка, который бомжей с московской пропиской убивал, чтобы квартиры хорошим людям доставались, этакий "санитар агломерации" - смешал все эти сюжеты воедино и написал свое нетленное произведение, сборную солянку, прости господи. Книга получилась обо всем и ни о чем конкретно: и про террористов тут есть, и квартирный вопрос, который уже давно испортил москвичей, затронут, и про учителей обездоленных говорится, и про проституток клубных. В общем, все социальные слои общества автор упомянул, кого надо - пожалел, других - захаял. Я хочу сказать, что у любого боевика или романа в стиле "экшн" есть своя структура: завязка, основная часть и развязка. В завязке, например, убивают девицу. В основной части Рэмбо или кто бы там ни было "несет злодеев по кочкам". И в конце концов справедливость торжествует. Причем зрителю четко объясняется: этот наш, а тот - не наш, то есть плохой; что правильно, а что неправильно. И в результате зритель испытывает удовлетворение от того, что злодей наказан, а правда выяснена.

У Березина нет этой четкой структуры. Ни одна линия сюжета не доведена до своего логического завершения, хотя линий этих обозначено много. Да и возникают эти линии как-то спонтанно. Вероятно, автор в конце книги и сам забыл, с чего все начиналось. Нету чувства удовлетворения от выполненной миссии. Упущение.

Хочется еще немного поговорить о главном герое, Храмове: кто же он? Ну понятно, бывший работник ФСБ. Я не об этом. Можете представить себе его лицо? С трудом. Где-то мельком было дано его описание. Но почему-то не складывается у меня в голове человеческий образ. Вот если бы сказали Арнольд Шварценеггер, все стало бы на свои места. А тут действует некая сила, у которой порой появляются мускулистые руки, кулаки; иногда эта сила от кого-то убегает, а иногда даже о чем-то думает. Но почему-то даже мое обычно яркое воображение не может нарисовать из этого всего человека. Не складывается. Впрочем, такая же ситуация со всеми остальными действующими лицами этого романа.

Обычно, читая какое-либо художественное произведение, мы заранее знаем, что все написанное - выдумка автора. Но если произведение оказывается действительно литературным и художественным, то мы, находясь внутри пространства книги, понимаем и верим: все это правда. Все это было на самом деле. Иначе и быть не могло. "Преступление и наказание", к примеру. Очевидно, что Достоевский не ходил по пятам за импульсивным мальчиком с топором и не записывал его мысли в специальную книжечку. Все это придумано самим Достоевским. Но, читая его роман (другими словами, находясь в пространстве его романа), мы верим, что Раскольников - это Раскольников, который живет в маленькой комнатушке, ненавидит желтые дома и задумывает убить старуху. Раскольников - человек со своими человеческими переживаниями.

То есть главное здесь - это вера в то, что ты читаешь.

Березин, видимо, понимая, что его повествование не очень реально и персонажи какие-то ненастоящие, решил исправить ситуацию: он поместил своих персонажей в реальное время и реальное географическое пространство, определил их на работу в реально существующие организации. Назван город Москва, Ивановская область, город Краснодар. Упоминается ФСБ, УГРО, МУР. И еще много чего. Это из нашей реальной жизни. Но и это не помогло. Главное, как уже говорилось, - это вера. А Березину я не верю. Даже несмотря н а то что его герои "живут" в Ивановской области или "работают" в ФСБ. А вот Достоевскому верю. Даже если бы действие происходило в городе N., все равно бы поверила. На то он и Достоевский. И не может быть у него "Неба в клеточку". Даже в Петербурге.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1494
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1704
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1807
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4137

Другие новости