0
1487
Газета Маcскульт Интернет-версия

19.04.2001 00:00:00

Умка, Алсу и Земфира - энциклопедический лакмус

Тэги: Алексеев, Бурлака, энциклопедия, поп и рокмузыка


Александр Алексеев, Андрей Бурлака. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки. - М.: Издательство "ЭКСМО-Пресс", 2001, 432 с., илл.

Время для создания (и, соответственно, издания) подобной энциклопедии, безусловно, уже настало. Предшествовавшие ей "Кто есть кто в советском роке" и явившаяся эпохальной для постперестроечного менталитета "Рок в СССР" если не устарели, то уже явно не отражают реальной картины отечественной популярной музыки сегодня.

С тех пор многое изменилось.

В конце 90-х новый виток развития популярной музыки вывел на сцену новых героев и кумиров, ввел в моду новые стили и направления, для звучания которых характерным стало использование компьютерной обработки звука, сэмплирования и т.д. Окончательно стерлись границы между "попом" и "роком", так ревностно охраняемые в 80-х поклонниками последнего, и на смену дихотомии андеграунда и официозной эстрады пришла культура, которую условно можно назвать "клубной". Все это побудило авторов представить в одном издании музыкальные коллективы и индивидуальности, относящиеся к разным стилям и направлениям: рок, поп, частично джаз и бардовская песня, шансон.

Забавно наблюдать на одном развороте "Звуки Му" и Земфиру, "Кино" и Филиппа Киркорова, "Раду и терновник" и Светлану Разину, Екатерину Семенову и "Сектор газа". Отрадно, что свое место в истории современной музыки заняли наконец такие заслуженные люди, как мистический рокер Сергей Калугин, блюзовая певица Умка (Анна Гермасимова), известный "контркультурный" журналист Сергей Гурьев, являющийся по совместительству лидером эпатажно-глумливой панк-группы "Чистая любовь".

Издание, подготовленное известными журналистами А.Алексеевым и А.Бурлакой совместно с группой приглашенных авторов, содержит четыре с половиной сотни статей, а также раздел иллюстраций, включающий около двух десятков фотографии. На последних запечатлены, например, бородатый Константин Кинчев образца 2000 года, сильно смахивающий на Илью Муромца; грациозно стоящая на фоне псевдоантичной статуи Кристина Орбакайте; довольно убедительно облачившийся в женский наряд Аркадий Укупник; "Аквариум" последнего призыва; снявшаяся на фоне отеля "Космос" Алсу (была ли то злая ирония фотографа?) и, разумеется, властительница дум Земфира, изображение которой вынесено также на обложку издания в компании все с той же Алсу, "Чайфом" и Гариком Сукачевым - что лишний раз подчеркивает попытку авторов насытить книгу максимально актуальными на сегодняшней российской сцене фигурами. Кроме того, как и полагается, каждая статья музыкальной энциклопедии, посвященная группе или исполнителю, снабжена подробной дискографией.

Из публикуемых материалов, которые радуют весьма неплохими фактологическими изысканиями, можно узнать, например, что Алла Борисовна Пугачева, будущая Примадонна и едва ли не прародительница нашей эстрады, родилась с опухолью в горле и, только появившись на свет, сразу попала под хирургический нож. О том, что эпатажный певец Сергей Пенкин, имеющий уникальный голос диапазоном четыре актавы и оттого занесенный даже в Книгу рекордов Гиннесса, одиннадцать раз (!) пытался поступить в Гнесинское училище и шесть лет проработал дворником (опять невозможно удержаться от жирного восклицательного знака). Что кумир пытающихся казаться модными подростков Найк Борзов начинал в более чем маргинальной группе "Ху┘Забей", даже дискография которой вполне оправданно содержит цензурные отточия. И так далее, и так далее.

В то же время в составлении энциклопедии чувствуется некая лихорадочность и местами даже небрежность. Так, например, странным образом отсутствуют такие персоналии, как "Гражданская оборона" вместе с ее лидером Егором Летовым (как, впрочем, и его брат Сергей - одна из самых заметных фигур нашей джазово-авангардной музыки). Ни слова не сказано и о Сергее Курехине, который своим творчеством, между прочим, предвосхитил многие компьютерно-диджейские эксперименты конца 90-х. Местами весьма нечеткими оказываются и "весовые" категории: упоминается арбатская группа "Барышня и хулиган" (безусловно, очаровательная, но все же весьма "локальная" и к тому же давно прекратившая свое существование), но ничего, к сожалению, не сказано о не менее популярных и ведущих активную музыкальную жизнь "Регулярных частях авантюристов" и о такой заметной фигуре отечественного фолк-рока, как Инна Желанная.

Что касается исполнителей с территории бывшего "советского пространства", а теперь СНГ (а это модные сегодня "Вопли Видоплясова", "Океан Эльзы", "Ламанш"), то они также в книге не представлены, но им, по заверениям авторов энциклопедии, будут посвящены отдельные исследования. Так же как и представителям так называемого русского шансона. Поживем - увидим!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1610
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1807
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1921
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4292

Другие новости