0
835
Газета Маcскульт Интернет-версия

18.04.2002 00:00:00

Короли и беды вне исторического пространства

Тэги: Ипатова, корольбеда, красная ведьма


Наталья Ипатова. Король-Беда и Красная Ведьма. - М.: АСТ, 2002, 381 с.

В наши дни редко кто ждет от первой книги молодого автора каких-либо открытий или откровений. Написать роман сейчас просто, издать его - лишь немногим сложнее. Именно поэтому большинство лауреатов различных премий за лучший книжный дебют года в области фантастики, как правило, через пару лет либо забываются вовсе, либо занимают место в обойме издательского "ширпотреба" и более уже ни на какие премии не претендуют. Те же, кто получает премии по другим номинациям, обычно стараются не вспоминать свои дебютные книги - если, конечно, эти книги не появились десять, пятнадцать или двадцать лет назад.

Правда, "Король-Беда┘" - уже не первая книга Наталии Ипатовой. Еще в 1999 году издательство "Азбука" выпустило в своей серии фэнтези ее роман "Большое драконье приключение". Но некогда знаменитая серия уже дышала на ладан, и роман (точнее, три первые повести из пенталогии) прошел практически не отмеченным критикой. О мнении читателей нам известно меньше - хотя, возможно, будь "Азбука" тогда в силе, она вполне могла бы раскрутить молодого и подающего надежды автора ничуть не хуже, чем какого-нибудь Волкодава или даже самого Макса Фрая.

Но этого не произошло, и молодому автору оставалось лишь оттачивать литературное мастерство на страницах когда-то знаменитого, а ныне сильно подувядшего журнала "Уральский следопыт". С другой стороны, нет худа без добра - теперь мы имеем возможность познакомиться с творчеством уже вполне зрелого, а не начинающего писателя. Об этой зрелости говорит уже само пренебрежение антуражем - любимой забавой восторженных неофитов. Особенно неофитов, решивших попробовать себя в жанре фэнтези.

Нет, поначалу автор честно рисует нам широкоформатную картину классического европейского Средневековья - с куртуазными манерами и придворными интригами, династическими распрями и рыцарскими доблестями, мрачными подземельями, грандиозными сражениями и неизменной вереницей баронов, лендлордов, бастардов, ученых монахов и королевских любовниц. Но при ближайшем рассмотрении весь этот средневековый антураж оказывается просто яркими декорациями, а запутанные феодально-династические законы служат всего лишь жесткими правилами, по которым автор заставляет играть своих героев. Да и сама гигантская империя королей Баккара лежит вне реального географического и исторического пространства. Герои книги читают романы о Роланде и Мерлине, обсуждают подробности Войны Алой и Белой розы или взятия поляками Москвы - но на события их мира эти информационные модели не оказывают никакого воздействия.

От романтического мира, где правят Любовь, Вера и Справедливость, персонажи Ипатовой тоже бесконечно далеки - возможно, потому, что их положение не дает ни возможности, ни права верить в красивые иллюзии. Главный герой романа, Рэндалл Баккара, Король-Беда, с детства отмечен Проклятием. Он имеет власть над людьми, может заставлять их любить и ненавидеть, верить и надеяться - но лишь до тех пор, пока сам не потерпит неудачи. Это проклятие будет вести его по всем кругам жизни - через ложь и предательство, верность и смерть, сквозь персональный ледяной ад и чистилище кровавой войны. От победы к победе, и каждая новая победа будет страшнее и горше предыдущей. Ибо не бывает иных побед в игре, где преданность и бескорыстие не входят в изначально заданные правила.

И постепенно начинаешь понимать, что батально-династический сюжет нужен автору лишь как должное оформление сцены - то ли подмостков для античной трагедии, то ли расчерченного черными и белыми квадратами поля для шахматной партии. Автора интересует не судьба страны и даже не победа или поражение, а лишь нюансы внутреннего мира двух главных героев. Молодого короля Рэндалла и юной волшебницы Аранты, не способных существовать друг без друга и не знающих иных взаимоотношений, кроме соперничества и противостояния. И эту войну не разрешит даже хеппи-энд с победой, низвержением узурпатора и триумфальным вступлением законного короля в свою столицу - ибо в расписанной автором пьесе только лишь закончилась экспозиция. Фигуры расставлены, и над сценой вот-вот должен подняться занавес для следующего акта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1060
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
855
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1022
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
681

Другие новости