0
2471
Газета IN MEMORIAM Интернет-версия

16.06.2016 00:01:00

Доброворот

Тэги: эмиграция, франция, париж, искусство, андеграунд, бульдозерная выставка, cоветский cоюз, ссср, политика, диссиденты, самиздат, тамидат


люди
Глезер – человек-двигатель,
человек-время, человек-полет.
Фото РИА Новости

Умер Александр Глезер (10.04.1934, Баку – 04.06.16, Париж). В одном из некрологов написано: «поэт и переводчик». Это все равно как о Пушкине написать «редактор и критик». Да, и в этих ролях подвизался А.С., но не за это мы его помним и чтим.

Более резонно было бы написать про Александра Давидовича: «коллекционер искусства», «деятель арт-мира», «создатель Музея современного русского искусства» (Париж, потом Нью-Джерси). Но в этих ролях я его практически не знал.

Для меня он был создателем издательства «Третья волна» (с 1976 года) и журнала «Стрелец» (с 1984-го), где выходила самая значительная, экспериментальная, нетрадиционная литература эпохи перестройки, которая, что ни говори, остается едва ли не самым светлым и радостным периодом в русской культуре ХХ века наряду, конечно, с его серебряным началом.

Но главное в Саше Глезере было даже и не это, и не то, что он создал в конце 1980-х Союз интеллигенции в защиту перестройки, а в 1990-х издавал в Москве интеллектуальную газету «Русский курьер»... Главное – это был человек-двигатель, человек-время, человек-полет. Где бы он ни появлялся, все начинало как-то двигаться, меняться, удивляться, надеяться. И множество людей, включая меня, испытало это его щедрое вторжение, которое открывало куда-то дверь, создавало возможность, переносило в другую страну. В 1989 году после организованной им конференции по Набокову я целый месяц провел в Париже, в одном из получердачных ответвлений его квартиры, кажется, на улице Бальзака, выходившей на Елисейские Поля, – первый мой выезд на Запад, месяц в Париже!

Я не был самым близким ему человеком, я просто попал в этом водоворот, доброворот по имени Глезер, в этот центробежный вихрь проектов, инициатив, полуначинаний, полусвершений... И пусть кто-то скажет (недоброжелателей у него хватало), что в этом было много суетности, погони за успехом и славой. Если это и было, то скорее –  предлогом. Есть люди, для которых сделать доброе дело – это предлог нажиться или прославиться, а у Саши если что-то подобное и было – то ровно наоборот! Ему хотелось добротворить – спонтанно, безоглядно, без плана и цели, а предлогом для этого мог быть и заработок. И если служение добру требует суеты, я назову Сашу добросуетным человеком в наилучшем смысле этого слова. Чего он точно не жалел – это своего времени и души, на что часто скупятся и весьма производительные люди.

Вспоминаю маленький эпизод. Парижская квартира Глезера. Вокруг – праздник, который не всегда с тобой. Глезер в промежутке между выставками, конференциями, поездками, гостями... на разрыв. И вот он часами сидит и вычитывает/правит очередной номер «Стрельца». Без корректоров. Он был взрывной, но и усидчивый тоже. Он был трудоголик, артоголик, книгоголик... во всем  исходил из драйва и доходил до кайфа.

Я не встречался с Сашей с начала-середины 1990-х и не знаю, как сложилась его судьба, какие из его начинаний чем-то увенчались, а какие – нет. Но есть у жизни иная мера, кроме произведенного продукта, так сказать, массы созданного. И эта мера – ЭНЕРГИЯ отданного. Неверно думать, что масса сохраняется в этом мире, а энергия рассеивается. Все может быть абсолютно наоборот: масса (тексты, картины и т.д.) нужна лишь для того, чтобы превращаться в энергию. Иначе для чего она нужна, мертвая масса? А вот энергия остается, даже рассеянная, и увеличивает светлость мира.

Светлая память! 

Атланта, США


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума открывает избирательный закон для разных улучшений

Госдума открывает избирательный закон для разных улучшений

Иван Родин

Постановление Конституционного суда РФ по выборам оказалось лишь формальным поводом к поправкам

0
746
Фетва о курьерах доставила неприятности

Фетва о курьерах доставила неприятности

Андрей Мельников

Решение мусульманских богословов назвали противоречащим Конституции

0
840
Российский госсектор – среди главных целей киберпреступников

Российский госсектор – среди главных целей киберпреступников

Анастасия Башкатова

Хакеры взламывают подрядчиков, получают доступ к приложениям и шпионят за федеральными ведомствами

0
894
Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Алексей Фененко

Вестфальскую систему не способны преодолеть ни классы, ни корпорации, ни общие институты

0
625

Другие новости