0
2307
Газета IN MEMORIAM Интернет-версия

16.06.2016 00:01:00

Глезеру Глезерово!

Тэги: эмиграция, франция, париж, искусство, андеграунд, бульдозерная выставка, cоветский cоюз, ссср, политика, диссиденты, самиздат, тамидат


Главный – потому что первую (ставшую последней) Бульдозерную выставку именно он и организовал. Выставку, ставшую последней, потому что сразу после нее «бульдозериста» попросили «налево». Налево, потому что стол сотрудника, с которым он разговаривал на Лубянке, стоял у северной стены кабинета. Налево от Александра Глезера был запад, направо – восток. И вместе им не сойтись никак. В СССР в те годы устраивались лишь официальные выставки художников, принявших «православие» соцреализма. Выставки других, если и могли провисеть пять–десять минут, то лишь в закрытых от публики пространствах (МГИМО, Дом архитектора).

Считается, что хрущевская оттепель закончилась не с отставкой Хрущева, а после ввода советских войск в Чехословакию и подавленной немногочисленной демонстрации тех, кто вышел на площадь с лозунгом «За вашу и нашу свободу!» (21 августа 1968 года). Однако в изобразительном искусстве оттепель закончилась гораздо раньше, с хрущевским погромом выставки в Манеже, с разгромом Белютинской школы. Бульдозерная выставка Александра Глезера (1974) стала тем прорывом, за которым открывались выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, в Измайловском парке, «двадцатки» на Малой Грузинской.

Но Александр Глезер был прежде всего поэт. И уж потом искусствовед, собиратель живописи гениев земли русской. В моих книжных шкафах много книг, альбомов по искусству, сборников стихов, написанных, изданных Александром Глезером. Номера альманаха «Стрелец», книги издательства «Третья волна». В лихие 90-е издательская деятельность Глезера перенеслась в свободную Московию. Здесь Глезер устраивал литературные вечера, издавал еще и еженедельник «Русский курьер» – совместно с поэтом, журналистом Иосифом Гальпериным (который, кстати, как-то скаламбурил: «Цезарю Цезарево, а Глезеру Глезерово»).

Кажется, именно Глезер был первоиздателем Игоря Яркевича. Помню вечер в Большом зале ЦДЛ, где одряхлевшие «совписы» восприняли в штыки рассказ Игоря Яркевича о двух писателях (о русском и об американском). Глезер потом извинялся перед автором за «проплесневевшую» аудиторию. В «Чеховке» (литературный салон «Классики XXI века», руководитель Елена Пахомова) Глезер чувствовал себя гораздо уютнее. Еще помню, как поэтесса Лена Воинова рассказывала о том, как Глезер прятался от КГБ, боясь выйти из дома на Преображенке. Лена принесла голодному поэту арбуз, тот схватил его и спрашивает: «А за вами хвоста не было?»

Впервые об Александре Глезере я услышал в начале 60-х, когда жил в закрытом городе Горьком, но и туда доходили слухи о молодом поэте, за которого собралась замуж девушка из местного клана «национальной аристократии». «Замуж за еврея?!» – спрашивали разъяренные родственники, члены бюро обкома КПСС. Свадьба расстроилась. Потом были другие свадьбы. Сколько их было? Однажды он устроил в «Галерее А-3» выставку произведений своих жен (почти все они были художницами), дождавшись язвительных замечаний на вернисаже. «Вышла бы замуж, жила бы сейчас в Париже!» – говорила, приезжая в Москву, одна из невест Глезера.

Кажется, именно в «Галерее А-3» состоялась наша последняя встреча. Глезер уже был сгорбленным, выглядел по-стариковски. «Производственная травма! – сказал он извиняющимся тоном. – Поднимал скульптуру, нагнулся, вот не могу теперь разогнуться». Как любой гений, Глезер был раздолбай. Ему вернули российское гражданство, но он так и не удосужился оформить внутренний российский паспорт. Без него не дали заграничный. Сколько у Глезера было приключений из-за отсутствия внутреннего паспорта! Очередная свадьба проходила где-то в Ивановской области, где в ЗАГСе (или в сельсовете) согласились зарегистрировать жениха по иностранному документу.

Десятилетие Бульдозерной выставки отмечали в Измайлове без Глезера, почти подпольно. Помню шикарную выставку 1999 года, собравшую корифеев русского андеграунда. Когда Глезер отошел от дел, выставки у метро продолжались, но как-то скукожились. Недавно ушел от нас Владимир Немухин. Раньше – Игорь Холин. Практически одновременно с Глезером эмигрировали Юрий Жарких, Лидия Мастеркова, Василий Ситников. Многие уезжали после того, как в подожженной ленинградской мастерской сгорел один из основателей питерского нонконформизма Евгений Рухин. Выставка памяти Василия Ситникова не так давно прошла в Зверевском центре современного искусства. Кажется, там до сих пор в дальнем закутке лежат экземпляры последнего иллюстрированного альбома Александра Глезера. И, наверное, это – лучшее место и для вечера его памяти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
970
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
963
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1224
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
991

Другие новости