В большом кино Панфилов дебютировал в 32 года, до этого успел попробовать себя в качестве режиссера и в любительской киностудии в Свердловске, где учился и работал, и там же на телевидении. В начале 60-х заочно проходил обучение во ВГИКе, а после переезда в Москву поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров – и еще до окончания этой учебы устроился на «Ленфильм». Где и снял первый полнометражный фильм с Чуриковой в главной роли – «В огне брода нет». Получившая «Золотого леопарда» на фестивале в Локарно, эта трагикомедия показывала Гражданскую войну в непривычном ключе – глазами простой санитарки, украдкой переносящей свои мысли, чувства, которым ей не найти слов, в рисунки.
Следующим фильмом, скрепившим союз режиссера и актрисы как на экране, так и в жизни, стало «Начало». Кино про провинциальную актрису, которую замечает в роли Бабы-яги столичный режиссер – и предлагает стать Жанной Д’Арк на экране. Одна из лучших работ в фильмографии обоих – никто так тонко не чувствовал артистический талант Чуриковой, как Панфилов, и именно он создал ее важнейшие кинообразы – «Прошу слова», «Валентина», «Васса» и «Мать». ММКФ, Каннский и Берлинский кинофестивали – с последнего Панфилов увез в 1987 году ворох наград, в том числе главную – за фильм трудной судьбы под названием «Тема», пролежавший в СССР «на полке» с 1979 по 1986 год. Цензура не принимала ни финал, который пришлось менять на более счастливый, ни эмиграцию одного из персонажей.
Панфилов поставил несколько спектаклей для Чуриковой в ее родном «Ленкоме». А шесть лет назад в Театре Наций состоялась премьера «Аудиенции» про королеву Елизавету II. Историю российской монархии режиссер запечатлел ранее, в 2000 году, когда вышла картина «Романовы. Венценосная семья». Тогда же Панфилов вернулся к некогда привычной для него работе над телепроектами – снял сериал «В круге первом». Еще одна экранизация произведения Солженицына в итоге стала для режиссера последней работой – в 2021 году вышел «Иван Денисович». Благодаря Панфилову рассказ на экране превращается в развернутое повествование не только о страшном времени, но и о том, как остаться человеком в обесчеловеченном мире.
«НГ»