Размах культурологических ассоциаций Константина Кедрова был так велик, что казалось, будто он стремится сочетать в интеллектуальном орнаменте своих построений все эпохи и всех творцов. Вывести своеобразный код культуры:
Бах шагает многоэтажно
Бах вышагивает хорал
Рядом шествует Маяковский
Он вышагивает хор ад.
Бах преобразует орган в рояль
Орган для него всегда органичен
Зато в рояле он мелодичен
Орган нужнее
Рояль нежней
Бах восходит лесенкой
Маяковского
Маяковский шагает вниз
Две мелодии сходятся
и расходятся
в направлении в –
из Фуги Баха кудрявы, как его
парик,
изысканны, как кружева
манжет
каждая нота – вздох
или вскрик
музыка как сюжет…
Немыслимые, как мне кажется, сочетания имен и эпох давали особенный эффект, и поэзия Кедрова цвела огромными временными периодами. Он совмещал лукавство иронии и глубину метафизики. Недаром был философом. Но он был и философом поэзии. Он исследовал ее, проникал в тайные области звукописи. Скручивал перевертни:
Ад Арго ограда
Мора паром
Зевс вез
Ясона нося
Медея едем
Но Колхида ад их локон
А грамота том Арго…
Ветвились его верлибры. Роняли в чуткие сердца иней смыслов:
Вокруг коня выстраивалась
вся культура
вокруг коня
а конь не знает ничего
о той культуре
которая выстраивалась
вокруг
него
Так Конь Троянский ничего
не знает о Елене
ведь он внутри пустой
деревянный
Пегас стихов не пишет
и не слышит размеров
конских –
ямба и хорея…
Кедров был «своим» во всех культурах и во всех временах. И он постоянно переосмысливал их. Он создавал, как мне кажется, единое время любви.
Особую роль в его поэзии играли звуки и перекличка букв. Звуки напряженно пульсировали и ласково мерцали. Буквы сочетались и высекали новые искры смыслов из замшелых, усталых слов:
Думая о Кьеркегоре
Я пробудился в свой сон
Чтобы понять свое горе
Нужно войти в горизонт
Все кто стремится
к забвенью
Воины Небытия
Следуют тенью за тенью
В Тень из тенёт твоих Я…
В поэзии Кедрова было много бодрости, азарта исследователя. Вот он беседует на вечной дороге с дервишем русского слова Велимиром Хлебниковым. А вот резвится с обэриутами. Вот входит в доисторические времена и стремится вывести «Код динозавра» (так называлась одна из поэм Кедрова).
Архаизм и модернизм. Словесный театр, распахнутый в мир. Театр и сейчас сияет представлением, но уже без творца.
комментарии(0)